На выделенных территориях чиновники обещают индивидуальный подход к каждому инвестору. Но это не гарантирует успеха, говорит эксперт.
Глава Минвостокразвития Александр Галушка готовит законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах господдержки регионов Дальнего Востока» уже несколько месяцев. Вчера на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева он отметил, что при согласовании документа у него возникли разногласия с Минэкономразвития и Минфином по ряду принципиальных вопросов.
В частности, Минэкономразвития настаивало на распространении режима ТОР на всю Россию. «Мы предлагаем начать с Дальнего Востока, отработать все практические деятельные модели, механизмы реализации этого законопроекта, отработать правоприменительную практику и после этого через два-три года принимать решение о распространении его на территорию всей России», – сказал Галушка. В итоге победила позиция Минвостокразвития, и ТОР будут созданы только на Дальнем Востоке.
Речь идет о 14 территориях, которые были отобраны исходя из интересов потенциальных инвесторов. Галушка добавил, что часть компаний из Азиатско-Тихоокенского региона (АТР) уже проявили интерес к ТОР, не назвав конкретных претендентов.
По общей концепции ТОР очень похожи на особые экономические зоны, однако согласно законопроекту, который в ближайшее время пройдет окончательное согласование и будет внесен в правительство, в отношении новых образований будет более существенный перечень налоговых льгот. По ним были разногласия с Минфином.
По итогам совещания набор льгот для ТОР не изменился, сообщил РБК представитель Минвостокразвития. Резиденты таких зон не будут платить НДС, налог на ввозимые для производственных нужд товары — сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, будет обнулен, в региональный – составит 5 % в течение десяти налоговых периодов, после чего вырастет не более чем до 10 %. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций.
Минвостокразвития отстояло также порядок ускоренного возмещения НДС и величину страховых взносов для резидентов ТОР. Ставка составит 7,6 %, но она будет работать для резидентов, которые образуются в течение первых трех лет. После этого правительство в зависимости от ситуации это решение может изменить, пояснил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
В ОЭЗ действует пониженная ставка налога на прибыль (0 % зачисления в федеральный бюджет и 13,5 % – в региональный), резиденты могут быть освобождены от уплаты налога на имущество, если оно используется или находится внутри зоны, от уплаты земельного налога, транспортный налог регионы могут устанавливать самостоятельно.
Основное отличие ТОР от ОЭЗ будет заключаться в создании условий специально под конкретного инвестора, поясняет представитель Минвостокразвития. «Правоприменение будет ориентировано на то, чтобы сделать конкурентоспособной продукцию, которая будет там производиться. Другими словами, к конкретным ТОР будут применяться конкретные рычаги», – говорит чиновник.
В Минвостокразвития опираются на опыт стран АТР, где территории опережающего развития хорошо зарекомендовали себя. Показателен пример Китая, который создавал особые зоны под конкретные проекты, говорит заместитель генерального директора Международного центра развития регионов Олег Столяров. Например, зона Шэньчжэнь была создана для производства ноутбуков. Оттуда впоследствии вышла компания Lenovo. По словам эксперта, желание скопировать этот опыт похвален, но в истории создания ТОР в России есть изъян: у них нет бизнес-модели. «Снижение налогов – не главное. Главное – нет стратегии развития таких зон и нет людей, которые могли бы отбирать инвесторов и создавать для них условия», – скептичен он.
Юлия Забавина, РБК