Таковы данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), пишет газета «Коммерсант».
В 2013 году стать бизнесменами хотели 2,6 % россиян (в 2012-м желающих было 2,2 %). Потенциальных предпринимателей из России отпугивают страх неудачи и снижение возможностей для старта бизнеса (их респонденты оценивают на уровне кризисного 2009 года), при этом лишь 28 % считают, что обладают необходимыми знаниями и опытом (в США таковых 56 %, в странах БРИКС – 47 %). Всего исследование проводилось в 70 странах, в РФ в нем приняли участие 2020 респондентов.
Низкая популярность идеи открытия своего дела объясняется неудачами предшественников. Доля устоявшихся предпринимателей в России крайне низкая – к ним себя причисляют 3,4 % респондентов. Более того, в 2013 году процент выбывших из бизнеса вырос вдвое – до 1,6 % от числа опрошенных. Помехи для бизнеса традиционные, хотя соотношение их меняется.
Если фактор «политика государства» и состояние институтов из года в год лидируют по числу негативных отзывов, то на высокие барьеры входа на рынок в этом году пожаловалось вдвое больше участников (пятая часть опрошенных), на состояние экономики – напротив, 30 % (50 % годом ранее).
Еще четверти респондентов не хватает финансовой поддержки. Что касается причин закрытия бизнеса, то 40 % ссылаются на его нерентабельность.
Тем не менее количество бизнесменов в России растет: на данный момент таковыми себя считают 9,1 % участников опроса (против 6,3 % годом ранее). В том числе начинающими себя называют 5,8 % респондентов (непосредственно в прошлом году свое дело открыли 3 %) – это рекордно высокий показатель с 2006 года.
Теневой бизнес ведут еще как минимум 14,5 % респондентов. В периоды низких темпов экономического роста люди пытаются найти дополнительные источники дохода и готовы пойти на риск, объясняют эксперты.
Действительно, более трети опрошенных владельцев собственного дела считают себя «вынужденными предпринимателями» (не имеют других возможностей заработка); этот показатель в России традиционно выше, чем в других странах со схожей структурой экономики. Больше всего самозанятых в секторе потребительских услуг (58 %), а также в строительстве и переработке (31 %), и всего 6 % оказывают услуги бизнесу (в среднем по странам этот показатель в два раза выше).
newsru.com