Годовой рост номинальных зарплат ускорился до плюс 7,3 %, а в реальном выражении их динамика улучшилась с минус 9,6 % до минус 7,3 %. Это, в свою очередь, оказало умеренное положительное воздействие на ситуацию в розничной торговле: темпы снижения оборота замедлились до минус 9,2 % против минус 9,6 % в апреле. Это связано с ростом покупок непродовольственных товаров; ситуация в продовольственном сегменте существенно не изменилась: минус 8,8 % в мае против минус 8,7 % в апреле.
В целом данные Росстата говорят об улучшении ситуации на рынке труда. В то же время, хотя уровень безработицы и снизился до 5,6 %, показатель, скорректированный на эффект сезонного увеличения спроса на рабочую силу, вырос до 5,8 %.
Ситуация по-прежнему носит дезинфляционный характер, так как условия кредитования остаются жесткими, а значительный рост зарплат ограничен отдельными торгуемыми секторами экономики, где происходит некоторое перераспределение прибыли. Источниками негативных сюрпризов в мае стали инвестиционный спрос (инвестиции в основной капитал сократились сильнее, чем ожидалось: минус 7,6 % против минус 6,3 % согласно консенсус-прогнозу Bloomberg) и обрабатывающие производства (здесь падение составило минус 8,3 %, что объясняется адаптацией производителей к сокращению спроса в строительстве, легкой и отдельных сегментах пищевой промышленности).
Для Банка России майский отчет Росстата может стать дополнительным аргументом в пользу менее существенного снижения ставок на следующем заседании (на 50 бп), но не отказа от него.
Александр Исаков, Петр Гришин