Мощное судно ледового класса, пройдя по СМП, обогнув Скандинавский полуостров, доставило в Северную столицу восемь с половиной тысяч тонн груза, большую часть которого составили камчатские морепродукты, за 18 дней. Сейчас лихтеровоз, готовясь в обратный путь, принимает грузы для нескольких портов на арктическом побережье России.
«Севморпути», как минимум, предстоит совершить еще один рыбный рейс с Камчатки в Петербург. Лососёвые уловы на полуострове, которые могут составить рекордные для нечетного года 380 тысяч тонн, позволят загрузить судно качественной морепродукцией, предназначенной для российского потребителя.
Первоначально предполагалось, что расстояние от Авачинской губы до Финского залива «Севморпуть» преодолеет за двадцать суток. Лихтеровоз этот немалый путь прошел на два дня быстрее. Эксперты считают, что судно с атомной энергетической установкой может продемонстрировать еще большую скорость на полярной судоходной линии, в честь которой оно названо.
А если учесть, что есть вариант доставки грузов, не огибая Скандинавии, в Мурманск и Архангельск, расположенные, соответственно, на берегах Баренцева и Белого морей, то временной отрезок камчатского рыбного рейса может составить и две недели. Это уже будет, действительно, рекорд. Хотя в 2006 году несамые быстроходные из пограничных сторожевых кораблей «Карелия» и «Магаданец», выйдя из бухты Кувшинская Салма, что под Мурманском, дошли до Петропавловска-Камчатского за восемь дней.
За тестовыми рейсами «Севморпути» пристально следят не только в России. Очевидно, что в число пристрастных наблюдателей входят наши ближние и дальние соседи, имеющие открытые и скрываемые планы в отношении использования кратчайшего морского пути между Европой и Азией.
До сего дня некоторые из этих наблюдателей рассчитывали сроки подобных рейсов, а, следовательно, и их рентабельность, исходя из прошлогоднего опыта перевозки камчатской рыбы датским контейнеровозом Venta Maersk. Рейс августа – сентября 2018 года словно специально спланировали так, чтобы доказать нерентабельность таких перевозок. Вначале 1200 тонн камчатских морепродуктов повезли с терминала «Сероглазка» в Приморский край. Там, в порту Восточном 23 августа их погрузили на борт Venta Maersk. Из Приморья контейнеровоз отправился в Пусан за грузом электроники. Из корейского порта Venta Maersk вышел 28 августа. В Санкт-Петербург судно, пройдя мимо приморских и камчатских берегов, прибыло 28 сентября, затратив, как нетрудно посчитать, 36 дней. Если же принять во внимание время доставки рыбы из Петропавловска в Восточный и её хранение в порту, то срок доставки и стоимость логистики получатся гигантскими.
Имея все это в активе, владелец контейнеровоза датская компания Maersk не замедлила сделать практически убийственное, как они полагали, для СМП заявление: «Мы рады приветствовать экипаж и исправное судно после такого необычного путешествия. В настоящий момент мы не рассматриваем Севморпуть в качестве коммерчески оправданной альтернативы другим маршрутам».
После рейса атомного лихтеровоза заявления о рентабельности СМП для перевозки морепродуктов придется корректировать.
Кстати, пока «Севморпуть» шел по холодным водам Арктики, споры вокруг него, а также различные инсинуации не прекращались. Особенно переусердствовало одно из небольших информационных агентств Северной столицы. Трудно в это поверить, но оно утверждало, что «Севморпуть» идет не в российский Санкт-Петербург, а в американский, расположенный на западном побережье Флориды… Дескать везут рыбу янки… Тут уж впору вспомнить Владимира Маяковского: «Откуда, мол, и что это за географические новости?».