Герман Зверев: «Квоты под киль» требуют законодательных уточнений: ИА «Кам 24»
OB

Герман Зверев: «Квоты под киль» требуют законодательных уточнений

20 апреля 2021, 13:41

«Рыбная» комиссия РСПП и ВАРПЭ организовали широкое обсуждение будущего программы инвестквот в свете трагического инцидента с траулером «Скорпион».

16 апреля на авторитетной отраслевой площадке - Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре - прошло обсуждение проблемных вопросов строительства рыболовных судов на российских верфях, в котором участвовали представители федеральных органов власти и крупнейших банков. Отметим, в рамках первого этапа программы инвестиционных квот на российских верфях должно быть построено 56 рыболовных судов, только 5 из них передано заказчикам. Кстати, три из построенных судов принадлежат камчатскому РК им. В.И. Ленина. Всего же для рыбаков нашего региона корабелы строят 8 судов.

Как ранее сообщало ИА «Кам 24», 30 марта на судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области произошло опрокидывание траулера «Скорпион», унесшее жизни двух человек. РСПП и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников первыми отреагировали на ситуацию.

– Президент РСПП Александр Шохин поручил комиссии оперативно обсудить, какую помощь нужно оказать компании, которая строила судно, какие необходимы более комплексные изменения в законодательстве ко второму этапу программы инвестквот, с учетом того, что опыт реализации первого этапа говорит о том, что вся ответственность при возникновении проблем ложится на рыбопромышленников, – заявил Герман Зверев, который возглавляет «рыбную» комиссию РСПП и Всероссийскую ассоциацию рыбопромышленников. Он подчеркнул, что РСПП готовит обращение в правительство РФ и для этого необходимо сформировать позицию профильной комиссии.

По словам исполнительного директора ГК «ФЭСТ» Юрия Паршева, на судостроительном заводе «Пелла» было размещено два заказа общей стоимостью 66 млн евро. В строительство «Скорпиона» инвестировано за три года 20,4 млн евро. На всем протяжении строительства деньги вносились в срок, а верфи оказывалось всяческое содействие в строительстве, даже несмотря на то, что работы велись с задержкой. К примеру, тот же «Скорпион» верфь должна была сдать еще в 2020 году. Инвестор пошел навстречу судостроителям и согласился получить судно в июле текущего года, но все перечеркнул недавний трагический инцидент.

Как следствие, ГК «ФЭСТ» лишилась квот, которые должна была получить после завершения строительства, подтвердил советник министра сельского хозяйства РФ Евгений Кац, поскольку трагедия сделала приемку судна и ввод его в эксплуатацию невозможным, в соответствии с договором инвестор теряет право на получение инвестиционной квоты.

– Действительно, сейчас по тем правилам, которые существуют, квота, которая была выделена компании «ФЭСТ», под вопросом. Предложил бы Росрыболовству и Минсельхозу сделать какое-то изъятие для данной компании по этому вопросу, – согласился директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков. Его поддержал и начальник управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич. В ближайшее время на площадке Минсельхоза состоится совещание по данной проблеме, к которым привлекут представителей РСПП и ВАРПЭ.

Вместе с тем Борис Кабаков напомнил, что Минпромторг ранее выступал с инициативой наделять инвесторов квотами при высокой степени готовности судна, Минсельхоз поддержал эту инициативу, но против выступило Минвостокразвития.  

– Это ставит в неравные условия инвесторов, которые уже завершили строительство. И непонятен критерий, что такое 90% готовности. По сути дела, мы получаем объект, который не может вести свою деятельность, – пояснил позицию ведомства директор инвестиционного департамента Минвостокразвития Илья Чернов. Герман Зверев отметил, что замечания Минвостокразвития услышаны и по ним формируется позиция, а также выразил надежду, что разногласия будут сняты на заседании согласительной комиссии.

Кроме того, глава профильной комиссии РСПП и ВАРПЭ призвал участников заседания найти решения, которые позволят защитить интересы добросовестных инвесторов, участвующих в программе «квоты под киль», как в конкретном случае, так и в будущем. По его словам, инвесторы не должны в одиночку нести ответственность за исполнение инвестиционного проекта, ответственность верфей также должна быть законодательно прописана.

При планировании второй волны инвестквот, которая будет запушена в ближайшее время, помимо равной ответственности рыбаков и верфей, члены комиссии предложили предусмотреть участие крупнейших банков в разработке рыболовного законодательства. Также члены комиссии обратили внимание на биологические ограничители бездумной экспансии инвестквот. По словам президента Ассоциации добытчиков минтая Алексея Буглака, нужно учитывать биологические риски. «Насколько будут создаваемые сегодня мощности обеспечены ресурсной базой, иначе рискуем повторить промысел минтая на Аляске, где после масштабной капитализации и перепромысла пришлось принудительно выводить десятки судов из эксплуатации», - заявил он, подчеркнув, что отраслевая наука прогнозирует сокращение в 2 раза к 2025 году общего допустимого улова основного объекта российского рыбного промысла – минтая. Его поддержал генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк, по словам которого, состояние запасов трески и пикши в Северном бассейне едва ли хватит для тех судов, которые строятся в рамках первого этапа инвестквот.

В ходе заседания также выступили первый заместитель генерального директора АО «Гидросторой» Сергей Подолян, генеральный директор ООО «УК «ФОР» Павел Балон, исполнительный директор РК им. Калинина Павел Кудрявин, исполнительный директор Департамента развития корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк России» Александр Панов, управляющий директор Корпоративного инвестиционного банка АО «Альфа-Банк» Сергей Андреев. Участники заседания подчеркнули как всегда предметный и деловой характер мероприятия, прошедшего по инициативе председателя комиссии, президента ВАРПЭ Германа Зверева, итогом которого выработано решения, способные защитить права рыбопромышленников, добросовестно исполняющих свои обязательства перед государством и корабелами.

От редакции, которая пристально следит за работой Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и ее президента, возглавляющего группу авторов-разработчиков «рыбной» стратегии Камчатки, отметим: большое количество ежедневных встреч, совещаний, заседаний по обсуждению как узкоотраслевых вопросов, так и тем более широкого спектра. Уровень организуемых Зверевым мероприятий, в которых всегда принимают участие представители органов власти, и их объем ничуть не отстают от тех, которые проводит Росрыболовство.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.