В Совете Федерации состоялся «рыбный баттл» о будущем инвестквот
12 октября под эгидой Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались инвестиционные квоты. В мероприятии приняли участие сенаторы от рыбацких регионов, представители Минсельхоза, Росрыболовства, Минэкономразвития, Минпромторга, Счетной палаты, региональных властей, а также отраслевых объединений. Участники обсудили, как расширение механизма инвестквот может отразиться на ресурсном, финансово-экономическом состоянии и устойчивости участников программы.
Глава Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев предложил сенаторам поддержать отрицательную позицию Минсельхоза и Росрыболовства о предлагаемом «донаделении» участников первого этапа программы инвестквот квотами для полной загрузки мощностей объектов инвестиций, признав такой подход нарушением условий договоров в рамках первого этапа программы и тем самым закона о защите конкуренции. В объединении считают, что при разработке второго этапа программы следует оценивать ресурсную стоимость создаваемого рабочего места при реализации проектов.
«Инвестиционная квота – это форма господдержки для предприятий, которые строят на российских верфях рыбопромысловые суда или строят береговые рыбоперерабатывающие заводы. «Государство гарантировало таким инвесторам следующее – построенные производственные мощности в течение 15 лет будут наполовину загружены за счёт инвестиционной квоты, а вторая половина – это уже имеющиеся у предприятия квоты. Проще говоря, государство гарантировало предприятию часть финансовых средств, необходимых для окупаемости инвестиций. Все участники отрасли строили свои планы исходя из этого правила и располагаемых финансовых средств. Поэтому не все приняли участие в первом этапе инвестиционных квот», – отметил в своем выступлении Герман Зверев, подчеркнув, что спустя пять лет один из инвесторов сообщил, что предоставляемый объём господдержки для него недостаточен и теперь он хочет, чтобы инвестквота обеспечивала загрузку построенного судна не на 50% проектной мощности, а на 100%.
Отметим, что крупнейшее объединение рыбаков России выступает категорически против этой идеи. По подсчетам ВАРПЭ, такое «донаделение» означает, что инвестор хочет, чтобы государство подарило ему почти 900 млрд рублей (финансовый эквивалент квоты в горизонте 15 лет). Это предложение не имеет ничего общего с защитой прав инвесторов. Более того, предложенный подход будет тормозить развитие судостроения, так как инвестор хочет получить дополнительно к уже предоставленным 200 тыс. тонн минтая и сельди ещё 200 тыс. тонн, но никаких новых объектов строить не планирует.
«Эти 200 тыс. тонн минтая и сельди могли и должны быть направлены на строительство новых объектов – новых заводов и кораблей. Мы - Всероссийская ассоциация рыбопромышленников - считаем, что нельзя эти 200 тысяч тонн дарить, они должны быть предоставлены другим инвесторам», – высказал консолидированную позицию отраслевого сообщества Герман Зверев.
Кроме того, глава ведущего объединения рыбаков России при разработке условий второго этапа программы предложил в качестве интегрального показателя использовать ресурсную стоимость создаваемого рабочего места – объем инвестквоты, разделенный на количество рабочих мест. «Приведу простой пример - два инвестиционных проекта. Один – по строительству 9 крупнотоннажных судов - создает 1000 рабочих мест и получает 212 тысяч тонн минтая и сельди. Второй - по строительству берегового рыбообрабатывающего завода - создает 500 рабочих мест – всего лишь в 2 раза меньше, но получает 11,5 тыс. тонн минтая и сельди – в 20 раз меньше. Поэтому, с нашей точки зрения, количество созданных рабочих мест и есть интегральный показатель оценки эффективности выделения редкого природного ресурса под инвестпроект», - отметил Герман Зверев.
Позицию ВАРПЭ о необходимости сохранения ранее установленных «правил игры» при распределении инвестиционных квот, а также о важности создания новых рабочих мест на берегу и тем самым закрепления населения в прибрежных регионах поддержали выступающие в ходе круглого стола сенаторы Людмила Талабаева, Борис Невзоров, Игорь Зубарев, Константин Долгов.
Напомним, в ходе онлайн-интервью дальневосточному региональному изданию 30 марта глава ВАРПЭ Герман Зверев, основываясь на экономических расчетах и на том мультипликативном эффекте, которые дают береговые рыбоперерабатывающие предприятия, заявил, что это может стать импульсом к развитию минтаевой индустрии на Дальнем Востоке и обеспечить рост числа рабочих мест в регионе. В качестве одного из примеров он рассказывал о двух заводах, построенных в 2020 году на Камчатке. Они дали региону 800 новых рабочих мест, что составило 5 процентов прибавки трудовой рабочей силы при среднесписочной численности занятых в рыбохозяйственном комплексе региона порядка 15 тысяч. Таким образом, социально-экономический эффект развития береговой структуры для отдаленных прибрежных регионов Дальнего Востока (Камчатского и Приморского краев, Сахалинской области) гораздо мощнее, чем от инвестиций в крупнотоннажный флот.
Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.
Прежние новости на эту тему
- 3 августа 2021 года «Рыбный» общественный совет подтолкнул регулятора отрасли к «диалогу о рыбалке» с любителями
- 24 июня 2021 года Председатель «рыбного» совета Герман Зверев обсудил проблемы КМНС Чукотки
- 17 июня 2021 года Житель Камчатки рассказал Герману Звереву о проблемах любительского рыболовства
- 15 июня 2021 года Председатель «рыбного» Общественного совета Герман Зверев встретился с камчатцами
- 21 мая 2021 года Герман Зверев: Систему регулирования традиционного рыболовства необходимо менять