Полтора месяца назад, 5 января, «Кристоф де Маржери», а вслед за ним и другой танкер ПАО «НОВАТЭК» «Николай Евгенов» вышли из Сабетты с грузом сжиженного природного газа для китайских потребителей в порту Цзянсу. Весь участок Северного морского пути оба коммерческих судна проследовали без ледовой проводки. Переход «Николая Евгенова» вблизи пролива Беринга осложнился поломкой одной из двигательных установок танкера.
«Кристоф де Маржери» 27 января, сдав груз в китайском порту, лег на обратный курс. 7 февраля у мыса Дежнева, самой восточной точки Евразии, танкер встречал ледокол «50 лет Победы». Вчера «Кристоф де Маржери» ошвартовался в Сабетте. Не исключается в марте его обратный рейс с СПГ в Китай. Если это произойдет, то вопрос о возможности круглогодичной навигации на трассах Северного морского пути можно считать решенным», – считает заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Олег Сыричко.
Юрий Трутнев на проведенном им совещании с участием руководства госкорпорации «Росатом», публичных акционерных обществ «Совкомфлот» и «НОВАТЭК», других заинтересованных сторон говорил о позитивной динамике в использовании Северного морского пути, препятствием для развития которого не стал даже мировой экономический спад, вызванный пандемией коронавируса.
Вице-премьер сообщил, что в минувшем году по СМП перевезено «почти 33 млн т грузов, в том числе более 18 млн т сжиженного природного газа. За последние пять лет грузопоток возрос почти в пять раз. Но потенциал Северного морского пути гораздо выше. В соответствии с указом Президента Российской Федерации к 2024 году грузопоток по Севморпути должен быть увеличен до 80 миллион тонн в год. Решить поставленную задачу возможно за счёт увеличения периода арктической навигации».
Глава ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон подтвердил готовность его компании к организации всесезонного высокоширотного судоходства: «Существенный вклад в дальнейшее развитие круглогодичного судоходства по Севморпути внесёт ввод в эксплуатацию 15 судов-газовозов, строительство которых сейчас ведётся на российской верфи «Звезда» для нашего нового проекта «Арктик СПГ 2». Спроектированные для обеспечения круглогодичной навигации по восточному сектору Севморпути суда будут иметь более высокие ледокольные характеристики по сравнению с газовозами проекта «Ямал СПГ». Помимо этого мы рассчитываем, что до конца 2022 года будут сданы в эксплуатацию два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Это позволит нам и нашему партнёру «Атомфлоту» обеспечить круглогодичную транспортировку СПГ по восточному сектору Северного морского пути с проекта «Арктик СПГ 2», запуск первой технологической линии которого запланирован на начало 2023 года».
В работе совещания в режиме ВКС приняли участие капитаны танкера и ледокола Сергей Гень и Дмитрий Лобусов. С борта газовоза сообщили, что его экипаж гордится выпавшей ему честью провести исторический рейс.
В планах ПАО «НОВАТЭК» строительство в бухте Бечевинской терминала по перегрузке СПГ с танкеров высокого ледового класса на газовозы, предназначенные для судоходства в умеренных и тропических широтах. Часть сырья, перевозимого судами публичного акционерного общества, обеспечит потребности энергетики края.
Владимир Слабука