Как сообщало ИА «Кам 24», БАТМ «Дальний Восток» затонул в Охотском море 2 апреля в 6:15 по камчатскому времени в 330 километрах от поселка Крутогоровский Соболевского района. На борту находилось 132 члена экипажа, из них 54 иностранца. В результате крушения 62 человека погибли, 7 пропали без вести (позднее их признали погибшими), еще 63 рыбака были спасены. Траулер принадлежал ООО «Магелан», зарегистрированному в Сахалинской области.
По факту крушения судна главным следственным управлением СК РФ было возбуждено уголовное дело. 24 августа было объявлено о завершении расследования.
По информации следственного комитета, обвинения предъявлены руководителям ООО «Магеллан» - первому заместителю генерального директора Алексею Васину, заместителю генерального директора по безопасности мореплавания Александру Кудрицкому, а также генеральному директору Егору Гащенко (объявлен в международный розыск) и бывшему капитану траулера Анатолию Борисову. Кроме того, обвиняемыми являются – начальник отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ «Сахалинрыбфлот» Росрыболовства Николай Харченко и государственный инспектор СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко.
«В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), части 3 статьи 290 УК РФ (получение взятки) и части 3 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями)», – говорится в сообщении СК РФ.
Следователи считают, Николай Харченко проявил халатность, выпустив из сахалинского порта судно, которое не имело документов, регламентирующих порядок действий членов экипажа по предупреждению аварийных ситуаций и организации спасения при аварии. Александр Никодименко за взятку 500 долларов провел 28 марта фиктивную проверку траулера. Действия всех остальных обвиняемых, считает следствие, так или иначе, способствовали катастрофе.
По данным следствия, непосредственной причиной крушения траулера стал крен судна на левый борт в результате подъема трала с большим уловом. Этому способствовал ряд обстоятельств: судно уже имело небольшой, но вполне заметный крен на левый борт; перегруз судна до подъема трала составлял не менее 30 тонн, а судовые запасы в цистернах двойного дна были в минимальном количестве. Тем не менее, несмотря на перегруз, рыбаки пытались поднять на борт еще 130 тонн рыбы. Совокупность всех указанных обстоятельств, и привела к прогрессирующему затоплению отсеков траулера «Дальний Восток» вследствие его неудовлетворительного технического состояния. Спасти же людей, по версии следствия, не удалось из-за ненадлежащего состояния и функционирования системы управления безопасностью и ненадлежащего исполнения своих обязанностей, как членами команды «Дальнего Востока», так и руководителями фирмы «Магеллан».
В СК отмечают, что в ходе следствия затонувший траулер был осмотрен на дне с применением телеуправляемого подводного аппарата смотрового класса Seaeye Tiger 870. С его помощью удалось получить фото- и видеоматериалы судна, а также провести 3D съемку и получить иные доказательства по уголовному делу.
В ведомстве намерены возместить ущерб пострадавшим и родственникам погибших моряков за счет имущества и денег ООО «Магеллан». В ходе расследования на счетах компании было арестовано 13 миллионов рублей, а также суда «Андромеда» и «Млечный путь» стоимостью более 4 миллионов долларов.
По данным СК РФ, сейчас все фигуранты дела знакомятся с материалами следствия, которые составили несколько десятков томов, после чего дело будет направлено в Генпрокуратуру на утверждение обвинительного заключения и передачу в суд.