Гибель «Дальнего Востока»: идеальное жлобство: ИА «Кам 24»
OB

Гибель «Дальнего Востока»: идеальное жлобство

11 апреля 2015, 02:27 6082

По мере продвижения следствия о гибели траулера «Дальний Восток» открываются новые, хотя и хорошо знакомые человеческие пороки: разгильдяйство, алчность, ложь…

Гендиректор скрывается в Корее, но ответить есть кому

Сайт Следственного комитета России вчера сообщил об аресте первого замгендиректора ООО «Магеллан» Алексея Васина. Его взяли под стражу. Под домашним арестом находятся замгендиректора «Магеллана» Александр Кудрицкий и капитан Анатолий Борисов, который выводил траулер в море, а затем передал управление капитану Александру Притоцкому.

Троим фигурантам уголовного дела предъявлено обвинение по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее смерть двух или более лиц). Разумеется, в числе обвиняемых и гендиректор «Магеллана» Егора Гащенко, но он, по некоторым сведениям, в Корее. Гащенко объявлен в розыске.

Как сказано на сайте следователей, для возмещения ущерба пострадавшим и родственникам погибших следствием арестовано имущество и счета компании «Магеллан» на сумму более 13 миллионов рублей, а также два судна: «Андромеда» и «Млечный путь» стоимостью более 4 миллионов долларов. При этом часть средств выведена следствием из-под ареста, чтобы компания уже сейчас могла самостоятельно выплачивать компенсации семьям погибших и пострадавшим…

О чём нельзя было не знать

По основной версии следствия, к трагедии привела потеря остойчивости, то есть способности корабля балансировать, а также несоблюдение руководством компании-судовладельца правил эксплуатации траулера.

По данным следствия, на корабле был минимальный запас топлива – 50 тонн. Необходимо было либо его пополнить, либо добавить в резервуары воды для баланса.

Об этом не мог не знать капитан Притоцкий – один из успешных промысловиков Сахалина. В чём другом, а в дилетантстве этого морского волчину, по отзывам, никак нельзя было обвинить. Знал об этом и судовладелец, потому как ежедневно получал сводки о состоянии судна. Но ни тот, ни другой ничего не предприняли. Почему?

Как считают следователи: капитан и судовладельцы не хотели прерывать доходный рыбный промысел. Ведь если бы они успели заполнить морозильные камеры траулера рыбой, а это около тысячи тонн, то смогли бы, по всей видимости, выручить порядка 1,5 миллионов долларов. А если бы приостановили промысел, как это должны были сделать по инструкции, и дожидались танкера для дозаправки, или просто заливали резервуары водой, уходили бы драгоценные часы, которые были для них теми самыми уплывающими от них деньгами. В итоге патологическая жадность привела и к потере судна, и гибели нескольких десятков людей.

«Спасайся, кто может!»

Теперь о средствах спасения. По сведениям следствия, на судне было 110 жилетов. Когда траулер вышел из Владивостока, на его борту было 68 человек. Но у следствия есть информация, что когда «Дальний Восток» оказался в открытом море, с одного из корейских судов на него было пересажено не менее 64 человек, в основном граждан Мьянмы. Соответственно жилетов на всех уже не хватило.

Граждане Мьянмы представляли собой неквалифицированную рабочую силу. По данным следствия, российским судовладельцам её поставляет одна из корейских фирм. Они работали за очень низкую зарплату и, естественно, не были нигде зарегистрированы. На другой важной детали акцентирует внимание представитель Следственного комитета Владимир Маркин: ни с кем из рыбаков судна, включая иностранных граждан, никогда не проводился инструктаж по технике безопасности. Когда возникла экстремальная ситуация, люди, не имеющие понятия, как действовать в подобных случаях, да ещё при отсутствии достаточного количества спасательных средств, были предоставлены сами себе. Кто смог выжил, ну а кто не смог, были обречены. Поэтому совершенно очевидно, что гибель этих людей находится в причинно-следственной связи с действиями судовладельца и капитана корабля. Именно они, считает следствие, допустили грубые нарушения правил эксплуатации морского судна. Поэтому привлекаются к уголовной ответственности руководители фирмы «Магеллан».

Кто разрешил

Действия или бездействие конкретных чиновников контролирующих органов – это следующая тема, которой также собираются заняться следователи. Как сообщает Владимир Маркин, у следствия есть информация, что чиновники, по меньшей мере, одного из ведомств, на которые возложены обязанности по контролю за соблюдением правил эксплуатации судна «Дальний Восток», не предприняли соответствующих мер, чтобы устранить выявленные нарушения и не запретили эксплуатацию судна до полного устранения. Это было в их компетенции и это было их полное право.

Порочное «наложение»

Пятнадцать лет назад на экраны вышел американский фильм «Идеальный шторм» Вольфганга Петерсена. Именно о нём я в первую очередь вспомнил, когда готовил к опубликованию вышеизложенные выводы Следственного комитета. Аналогии совершенно очевидны.

В фильме капитан траулера в погоне за рекордным уловом проигнорировал предупреждения о надвигающемся сильнейшем шторме. В итоге наложения сразу нескольких метеорологических факторов траулер попал в эпицентр «идеального шторма», погубившего и судно, и рыбаков.

В случае с «Дальним Востоком» тоже произошло трагическое наложение нескольких обстоятельств. Его погубила не гигантская волна-убийца, как в «Идеальном шторме», а обыкновенная человеческая алчность, помноженная на разгильдяйство.

Вопиющие факты, открываемые в ходе следствия, вырисовывают красочную картину этих и других пороков, которые в известных обстоятельствах могут быть пострашнее любых природных катаклизмов.

Александр КРЫШТАЛЬ, по материалам Следственного комитета России.

На фото: кадр из фильма «Идеальный шторм».

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.


Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться