Проблема возникла в связи с затянувшейся заменой счетчиков крупнейшей управляющей компанией региона ООО «УЖКХ».
«На сегодняшний день нам удалось собрать информацию о пяти домах, находящихся в ведении этой управляющей компании, где в разное время под разными предлогами были сняты с коммерческого учета общедомовые приборы учета (ОДПУ) тепловой энергии. При этом управляющая компания допустила несколько серьезных нарушений. Так, на примере дома № 81 по проспекту Победы можно говорить о несоблюдении установленных законом сроков ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии.
Когда он вышел из строя, что привело к изменению порядка расчета за отопление и горячее водоснабжение, управляющая компания должна была уведомить об этом собственников, но она этого не сделала», – сообщила эксперт региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» отделения ОНФ в Камчатском крае Рамзия Курмашова.
Она добавила, что претензии жильцов касаются способа начисления оплаты, которая в спорный период производилась по нормативу, а не по средним показаниям ОДПУ за последние месяцы.
«Управляющей компании выгодно не ремонтировать общедомовой прибор учета и начислять плату за тепло и горячую воду по нормативу – сумма начислений жителям получается больше, чем было бы по показаниям прибора учета», – считает представитель камчатского отделения ОНФ.
Эксперты ОНФ подсчитали, что с учетом разницы между начислениями по нормативу за 2015 год и по ОДПУ за аналогичный период прошлого года каждый собственник квартиры в доме № 81 на проспекте Победы переплатил в среднем по 10 тысяч 986 рублей. В этом доме факт выхода из строя ОДПУ установлен в октябре 2014 года, что подтверждено актом «О непригодности узла учёта для коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя».
Однако до 2015 года жильцам выставляли счета на основе показаний неисправного прибора. Ещё одна странность состоит в том, что управляющая компания впервые упомянула об акте непригодности счетчика через семь месяцев после начала разбирательства. По мнению экспертов ОНФ, это может быть связано с тем, что «компания приводит дела в порядок задним числом».
Другую сомнительную схему начисления платежей эксперты ОНФ выявили в доме № 3 на Флотской улице, где ОДПУ установили в начале отопительного сезона и сняли в его конце. То есть зимой начисления за тепловую энергию производились по счётчику, а на протяжении всех тёплых месяцев – по нормативу. В случае, когда прибор установлен, собственники платят за фактически потреблённый объем услуг, а при отсутствии прибора оплата производится по нормативу круглый год. Поскольку в летний период отопления нет, стоимость услуги по счетчику обнуляется.
Жилищная инспекция по Камчатскому краю провела проверку, реагируя на жалобы жильцов, и по ее итогам направила предписание управляющей компании с требованием поставить ОДПУ на коммерческий учёт и проводить расчет за услуги на основе его показаний. Тем не менее, нарушений специалисты жилищной инспекции не зафиксировали.
Активисты ОНФ направили запросы в управляющую компанию и региональную энергетическую компанию, чтобы прояснить масштаб данной проблемы.