На Камчатке вновь обнаружили новый минерал: ИА «Кам 24»

На Камчатке вновь обнаружили новый минерал

09 июня 2020, 16:01 3130

В Санкт-Петербургском университете заявили, что во время экспедиции на Камчатку группа ученых обнаружила новый минерал. Соединение назвали докучаевит.

По информации университета, минерал обнаружила научная группа под руководством профессора СПбГУ Олега Сийдры, которая с 2014 года изучает фумаролы вулканов Камчатки. Соединение нашли в фумаролах вулкана Толбачик. Докучаевит (Cu8O2(VO4)3Cl3) обладает уникальной кристаллической структурой и составом, не имеющим аналогов среди природных и синтезированных соединений. Исследования кристаллов нового минерала, выполненные на оборудовании в университете, показали, что в структуре докучаевита атомы меди окружены кислородом и хлором. Число разнообразных вариантов таких комбинаций ранее не было зафиксировано ни в одном известном ученым минерале. Исследователи СПбГУ также обнаружили в структуре нового минерала оксоцентрированные тетраэдрические комплексы с медью.

Ученые считают, что наличие в структуре фрагментов, образованных магнитными ионами меди, позволяет рассматривать этот минерал, а также некоторые другие минералы из фумарол, как потенциальный источник интересных магнитных материалов с разнообразным применением на практике.

«Поиск потенциальных материалов, демонстрирующих свойства квантовых спиновых жидкостей, является весьма важной задачей в современной физике твердого тела. Считается, что такие материалы в недалеком будущем найдут применение при создании квантовых компьютеров», – отметил Олег Сийдра.

Как сообщало ИА «Кам 24», ученые не в первый раз находят на Камчатке уникальные или редкие минералы. Так, в 2014 году в фумаролах на вулкане Авачинский специалисты нашли соединение йодида таллия – новый минерал, который позже был назван в честь сотрудницы Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Наталии Малик – «наталиямаликит» (nataliyamalikite). В 2018 году сибирские ученые заявили, что на севере полуострова нашли уникальные соединения золота, а специалисты МГУ рассказали об обнаружении на вулкане Плоский Толбачик минерала дравертита. В прошлом году ученые Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН обнаружили на юге Камчатки уникальные для России минералы. В минувшем мае СПбГУ сообщал, что ученые университета нашли в фумаролах вулкана Плоский Толбачик новые соединения – арсмирандит и леманнит.