Всё, чтобы ограничить шринкфляцию — уменьшение веса и объема товаров без снижения цены. В СПРФ подсчитали: из-за таких приемов и других ценовых уловок граждане ежегодно теряют около 1 трлн рублей, что составляет до 3% стоимости всех купленных продуктов. Покупатели ориентируются на цену, но из-за множества фасовок объективно сравнить товары сложно.
Эксперты называют самые частые приемы: уменьшение веса товара при прежней цене, указание стоимости за 100 г вместо стоимости за упаковку, а также «акционные» ценники, где крупно показывают спеццену, а обычная цена мельчит где-то сбоку. В СПРФ считают, что такие методы вводят людей в заблуждение.
Организация предлагает обязать продавцов указывать стоимость товара в пересчете на стандартную единицу — за 1 кг или 1 л — и сделать оформление всех ценников единообразным по шрифту, цвету и размеру, включая акционные. Это обеспечит прозрачность и не потребует от бизнеса значимых затрат: изменения затронут лишь настройки кассовых программ.
Шринкфляция в России стала массовой после кризиса 2008 года и особенно усилилась в 2012-м. Упаковки уменьшаются на 7–20% в зависимости от категории. Одним из ярких примеров стало появление в 2019 году упаковок куриных яиц по девять штук вместо стандартных десяти.