Япония – Камчатка: соседские уроки: Блог Александра Иванова
Япония – наш ближайший сосед из зарубежных стран. От мыса Лопатка на юге Камчатки до мыса Сиретоко на севере Японии примерно 1200 километров по прямой. У нас совсем небольшая разница в часовых поясах, много общего в природных ландшафте.
На Камчатке с конца XVIIвека начались первые российско-японские контакты. И именно с Камчатки уходил 70 лет наш десант, чтобы вступить в бой с японским гарнизонами на Курильских островах.
Но много ли мы знаем друг о друге сейчас? К чему сводятся наши контакты спустя десятилетия после военного столкновения 1945 года?
Японскую тему решил затронуть в связи со знаменательной датой: 70-летием нашей победы в короткой, но кровопролитной войне с тогдашней милитаристской империей. Но событий 70-летней давности я не буду касаться. Об этом и без меня сказано достаточно, в том числе очевидцами и участниками тех давно отгремевших боёв. Разговор пойдёт о дне сегодняшнем.
«За счёт чего они такие сильные? У них работа – смысл жизни»
20 лет назад я побывал в Японии в первый и, на сегодняшний день, единственный раз. К тому времени я уже два года, как уволился из Вооружённых Сил после полутора десятка лет службы в подводном флоте.
В начале 90-х многие начали заниматься бизнесом, и я тоже решил попробовать. На службе я получал неплохую зарплату, алкоголем не злоупотреблял, деньги на ветер не спускал. Поэтому удалось кое-что скопить. А потом смог заработать на запчастях для японских автомобилей. Их из Москвы возили самолётами, как и масла, аксессуары… Потом открыл СТО (станцию техобслуживания). Тогда для всех, кто был не ленивый, каждый вложенный рубль приносил два или даже три.
В 1995 году я съездил в турпоездку в Японию. Цели преследовались исключительно деловые: покупка машин в Тояме. Организовывали эти шоп-туры известные на Камчатке тех времён предприниматели Жирнов и Вакарин.
Я тогда шесть машин купил, а доехало три: ещё на три машины «кинули» соотечественники. «Кинули» из-за обычного русского головотяпства. Деньги-то мы давали под честное слово, потом потерялись какие-то запчаси, кто-то говорит, что давал столько-то, а тот занял другому, тот не отдал деньги и так далее… Машины мы выбирали сами и платили напрямую владельцу, но оформлялись покупки на наших организаторов, а там уже бухгалтерия запуталась… К японцам претензий никаких, они люди пунктуальные; это наши что-то «накрутили».
Я погорел тогда на несколько тысяч долларов – по тем временам немалые деньги. Но три дорогих машины привёз.
Какое впечатление произвела Япония? Одним словом не выразишь. Приведу некоторые штрихи.
На автостоянке висит сертификат, где на нескольких языках написано, что владелец ведёт добросовестный бизнес. Когда мы сказали, что нам нужно на стоянку в пять утра, за нами заехали в оговоренное время, а на стоянке уже ждали. В воскресенье мы попросили – без проблем, с нами работали и в воскресенье.
Многое шокировало. Бежит школьник с мобильным телефоном. Наш «бизнесмен» его останавливает, просит телефон, и звонит в Россию, чтобы за счёт пацана сэкономить долларов 10. А у них нет проблем – звони.
Их отношение к нам тогда? С враждебностью не сталкивался. А отношение к окружающей среде? Меня поразило, когда увидел, как у магазинчика старушка, лет, наверное, 90, почти что лежит на брусчатке, и счёточкой моет каждый камень.
Потом мы зашли в её магазин. Он меньше, чем у меня прихожая, три квадратных метра. Это сейчас мы понимаем, а тогда ещё не понимали, что торговала она не для того, чтобы заработать (их пенсий на безбедную старость вполне хватает), а чтобы жить.
А на автостоянке дед, тоже лет 90, ровесник Цусимы… Еле-еле идёт, но тащит на тележке аккумулятор. Я ему пытался помочь, но он отказался. Это его работа.
За счёт чего они такие сильные? У них работа – смысл жизни. Это неотъемлемая часть их бытия. При этом они же не как Стаханов вкалывают, они работают размеренно, обдуманно и правильно. Не делают лишних движений и лишней работы. А мы… Набросились, чего-то наделали, оказалось не так, давай переделывать!
У Японии почти нет своих минеральных ресурсов. По площади она на 100 тысяч квадратных километров меньше Камчатки, при этом население 125 миллионов, а по валовому внутреннему продукту они стабильно в первой тройке ведущих держав. От России отрыв значительный.
Уже в период русско-японской войны 1904-1905 годов у них было обязательное среднее образование.
Я с китайцами разговаривал. Что такое была милитаристская Япония времён второй мировой войны для Китая? Во время войны китайские генералы, чтобы рассчитывать на успех в военной операции против японцев, должны были создать преимущество в живой силе в 25 (!) раз. Это в худшем случае. А в лучшем – в 30-35 раз. Китайская армия не могла противостоять японскому полку. Вот насколько был подготовлены японцы – и по технике, и по боевому искусству. Но китайцы помнят и ошеломительный успех наших войск, разгромивших в 1945 году Квантунскую армию японцев. Поэтому свою Народно-освободительную армию они построили по нашему образцу и очень нам благодарны.
В отношениях России и Японии существует территориальная проблема. Не секрет, что в своём продвижении на Тихом океане мы несколько столетий были конкурентами друг для друга.
В их понимании до сих пор существует неурегулированный территориальный вопрос принадлежности Южных Курил.
Эти острова достались нам по результатам войны, и этим всё сказано. Японцы же пытаются апеллировать к справедливости – это, мол, наши острова, мы всегда там были, поэтому отдайте их назад. Но когда Японией в 1945 году была подписана капитуляция, всё и решилось. За ту победу полегли наши солдаты.
С другой стороны они же поощряют наше браконьерство, покупая рыбу и краба у российских браконьеров. Тем самым японцы поощряют хищническое разграбление биоресурсов в водах, которые по сути считают своими. Они не «кидают» наших браконьеров, платят без обмана. Но при этом прекрасно понимают, что имеют дело с незаконным бизнесом.
Менталитеты у нас разные. С американцами они быстрее сходятся, и многие молодые японцы стремятся сделать карьеру в Америке. Западная система ведения бизнеса постепенно вытесняет их традиционный уклад жизни. Мы на фоне других их соседей и партнёров, корейцев и американцев, выглядим, прямо скажем, не лучшим образом.
Японцы, сотрудничая с нами, преследуют исключительно прагматичные цели. Развивать с нами долгосрочные отношения они не стремятся.
Ещё лет десять назад наше сотрудничество сводилось к нескольким направлениям: мы покупали у них подержанные автомобили и запчасти, тяжёлую технику, станки; они у нас – лес. Сейчас сотрудничество несколько расширяется, но не в той мере, как могло бы быть у ближайших соседей.
Наши россияне, к сожалению, не лучший след о себе оставили в приснопамятные 90-е годы, когда начали туда ездить. Представьте шок японца, когда наши «шопинг-туристы» снимают колёса и дворники с чужих машин. Японцу в голову никогда такое не могло прийти; в страшном сне ему такое не приснится. Сколько раз у них видел: подъезжая к магазину, они не закрывают на блокиратор машину и даже оставляют ключ в замке зажигания. Могут и двигатель оставить работающим. Сумки лежат на сидении… У них нет этого воровства, они, наверное, просто не понимают, зачем им воровать.
Вопрос привлечения их инвестиций – чрезвычайно сложный. Для этого нужно кого-то заинтересовать в Японии, убедить, чтобы кто-то вложил деньги в какой-либо проект на Камчатке. Будет ли доходность, какая именно и построят ли вообще? В том, что положительных ответов на эти вопросы воплощение проекта в России не даст, японцы убеждались неоднократно.
В своё время они аэропорт в Хабаровске построили, а потом долго шли разбирательства, кто кому чего должен. Я почему-то думаю, что должны были наши японцам, а никак не наоборот… И на Камчатке были проекты, например, рыбный завод на озере Вилюй построен на деньги правительства Японии. По их условиям завод назван в честь какого-то японского капитана, жившего в 20-30-х годах.
Школа бизнеса при МГУ имени Ломоносова, в которой я учился в 2008-2010 годах, тоже создана на японские деньги. На вручении дипломов присутствовал президент торгового дома «Иточи». Это один из самых крупных торговых домов Японии. У декана факультета жена японка. Международный менеджмент преподавал у нас сын премьера Японии. Он озаботился проблемой московских пробок и обещал разработать логистическую схему, которая позволила бы решить эту проблему. Но я на этот счёт высказался: он не знает, куда попал, этот номер не пройдёт, это не Япония.
Если бы им предоставили такую возможность, они бы, несомненно, решили проблему. Но кто же им такую возможность даст?!.
Контакты и сотрудничество нам, конечно, необходимы. Притом это полезно обеим сторонам. Хочется верить, не только к браконьерскому крабу, подержанным машинам и территориальным спорам будут сводиться эти отношения, а война 1945 года (славная, конечно, для героев, честно выполнивших свой долг) останется навсегда в прошлом, без перспективы повторения чего-то подобного.
заказать продвижение сайта логин в скайпе SEO PRO1
согласен, с Сергеем воровство,коррупция и еще раз коррупция. Они для народа стараются возможно а у нас чиновнике в корман .
А как насчет исторической справедливости?
С чего это Вы такой повышенной лояльности к японцам? Прочитала второй раз - ага обучались в школе, организованной на японские денежки. Да они Курилы, полСахалина считают своими, да и Камчаткой не поперхнутся. И сразу Вас, точнее всех нас, в лучшем случае, научат работать на рыбозаводах, и т.д. Мы им не нужны. Ждут команду "Фас"
Это тоже самое почти с немцами, но те немного покладистей и ближе к нашему менталитету, а японцы,-просто трудоголики с видел как они работали на рыбзаводе в Усть-Камчатске) Да, сейчас нужно с ними делать дела, но как то мало кто заинтересован в этом,или идет в скупом диапазоне. Правительство края должно упираться и не на словах и давать зеленый коридор для совместного бизнеса и не только с Японией.
Посмотреть все 8 комментариев