Госдума России приняла в первом чтении и продолжает дорабатывать законопроект «О такси», который должен урегулировать отношения в довольно проблемной сфере пассажирских перевозок и смежных с ними услуг. Наш регион не является исключением: традиционные таксопарки пытаются, но не могут в большинстве своём конкурировать со службами заказа, не имеющими собственного автопарка; как и в других, люди голосуют рублём в пользу последних. Сейчас подходящее время, чтобы понять, что и как можно сделать для сведения этого конфликта к минимуму, как развить адекватную конкуренцию, которая принесла бы пользу для конечного пользователя — пассажира.
В сухом остатке
Обычно такими главами заканчивают статьи, подводя итог сказанному. Но, затрагивая эту тему, логичнее сразу прикинуть, как и за что платят камчатцы, желающие быстро добраться из пункта А в пункт Б. Математика довольно простая, и фактчекинг может сделать любой читатель.
«Человек, который задумывается об экономии, сделает выбор в пользу интернет-агрегаторов, нежели будет переплачивать таксопарку»
К примеру, решили мы проехать с одного конца Петропавловска на другой — полюбоваться вечерним городом. Заказываем через приложение — от конечной остановки «СРВ» до автостанции на 10-м километре. Получается в среднем 440 рублей. Звоним в таксомоторные автопарки, нам говорят — 700-850 рублей.
А если надо, скажем, лететь на «материк», то плата за путь от центральной площади Ленина до аэропорта у «Рубина» — порядка 1100 рублей, у «Вези Такси» - 715 рублей, «Яндекс.Такси» — 986 рублей, а через приложение «inDriver» везут за 500-600 рублей, так как в нем можно самому указать свою стоимость.
Выгода использования приложений «inDriver» или «Максим» по городу составляет до 50 %, а при поездке в Елизово — примерно 33 %.
Понятно, что среднестатистический человек, который задумывается об экономии, сделает выбор в пользу интернет-агрегаторов, нежели будет переплачивать таксопарку. И у такого человека не возникнет вопросов, кто и как его повезёт. Главное — выгодно.
На самом деле, важно не то, как вызвал пассажир такси, а какой автомобиль к нему приехал. Ведь на практике пассажиров обслуживают одни и те же водители, которые могут принимать заказы через несколько агрегаторов, а также через диспетчерские местных фирм. Человеку для собственной безопасности достаточно проверить легальность извозчика: для работы в такси на автомобиль должно быть разрешение на осуществление деятельности по перевозки пассажиров и багажа легковым такси. А вот то, как вы его вызвали - через приложение или позвонив в службу такси не является гарантией наличия разрешения.
Вообще появление агрегаторов для одних камчатских извозчиков стало манной небесной. Ведь на первых порах этот рынок не был урегулирован — работать таксистом на «сетевиков» мог любой желающий, пребывающий за рулём. Для других это, напротив, стало ударом по карману. Традиционная сфера услуг не была готова к переменам: началась локальная «холодная война». Точно такая же, как во многих регионах России.
Сейчас требования к водителям агрегаторов ужесточаются. Для регистрации в сервисе «inDriver» кандидат проходит проверку документов, предоставляя личные данные, документы на автомобиль, проверяется наличие гражданства РФ и водительского стажа. Примерно также, с небольшими отличиями, и в других сервисах.
Противостояние
Понять возмущение владельцев компаний такси несложно. Ведь у них увели деньги прямо из-под носа, навязав правила игры, с которыми сами они не справятся. И если на западе России пик противостояния между традиционным бизнесом и интернет-агрегаторами был пройден ещё в 2017 году, то на Камчатке он ещё не утих.
Понятно, что самостоятельно предприниматели не справились бы с конкурентами. Поэтому они попытались лоббировать свои интересы через власть — мэрию, правительство, Заксобрание. В 2016 году кое-чего даже удалось добиться. ИА «Кам 24» тогда писало, что краевой Минтранс через суд добился запрещения деятельности популярной в Петропавловске фирмы «Вези-Такси». Власти и суд считали, что компания работает нелегально. Однако ей удалось в вышестоящих инстанциях доказать, что это не так. В «Вези-Такси» назвали тогда всю эту ситуацией происками конкурентов — традиционных таксопарков — и попыткой выдавить с рынка.
В 16-м у конкурентов ничего не получилось, но они на этом не успокоились. В прошлом году «проблему» обсуждали краевые депутаты. Народные избранники сошлись во мнении, что главная беда — «нелегальные таксисты, которые получают заказы с помощью так называемых служб заказа такси или интернет-агрегаторов» (цитата из пресс-релиза краевого парламента). Правда, никто так и не смог доказать факт их сотрудничества с водителями, не имеющими лицензии. Так провалилась ещё одна попытка помочь таксопаркам. Некоторые считают, что таким компаниям нужно откатиться в сторону. Но так ли это? Вот как объясняют ситуацию, которая развивалась примерно по одному и тому же сценарию по всей России, эксперты в этой сфере услуг.
«Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо немного разобраться в бизнес-процессах такси. Раньше услуга по вызову такси и эксплуатация автомобиля в сознании пассажира были одним целым, так как бренд компании, номер телефона и сами автомобили в основном принадлежали одному предприятию, и это все называлось "такси". В дальнейшем, примерно в 2000 годах, появилась новая форма бизнеса – диспетчерская, то есть предоставление услуги по вызову такси, которая смогла масштабироваться. Можно было иметь разные номера в нескольких городах, а диспетчеры сидели в одном месте и с помощью телефонии могли принимать заказы на такси из разных мест. Диспетчерские для выполнения заказов привлекали как владельцев таксопарков, так и просто физических лиц, имеющих свои автомобили. В дальнейшем услуга по вызову стала более технологичной: с помощью мобильных приложений, поэтому и появился термин «агрегатор». И отвечая на вопрос "условия конкуренции с компаниями агрегаторами", можно сказать — по сути, это разные формы бизнеса. Конкуренция осталась в части именно услуги по вызову такси между компаниями-агрегаторами и локальными диспетчерскими. Безусловно, конкурировать локальным диспетчерским сложнее, так как себестоимость услуги у крупных агрегаторов гораздо дешевле, а маркетинговые возможности гораздо выше», — поделилась председатель Общественного Совета по развитию такси в регионах РФ Ирина Зарипова.
Пора меняться
Рынок в регионах сейчас перестраивается: появились и новые таксопарки, которые за счёт работы с агрегаторами смогли получить развитие, появились новые программы для бизнеса. Примеров и вариантов хватает по всей России. По-хорошему, нужно только посмотреть на них и быть заинтересованным в их внедрении на Камчатке.
По словам Ирины Зариповой, есть много успешных примеров локальных брендов, которые смогли в данных условиях не только сохранить рентабельность, но и развиться. В основном за счёт новых ниш: корпоративные клиенты, сегмент бизнес-класса, нестандартные услуги такси. Например, это такси «068» в Санкт-Петербурге или «Единая служба такси» в Туле.
«В данный момент агрегаторы очень заинтересованы в партнерах, которые предоставляют качественный сервис: новые автомобили, условия безопасного выпуска водителей. Поэтому при формировании тарифов учитывается и себестоимость содержания таксопарков. Конечно, есть разногласия по вопросу тарифов, но такие вопросы всегда решались путем переговоров с агрегаторами. Ассоциации и союзы, которые присутствуют на региональных рынках, конечно, полезны и не только в работе с агрегаторами, но и во взаимодействии с представителями исполнительной власти, а также за счёт объединений можно снижать издержки бизнеса на некоторые услуги, например, юридические либо страховые», — рассказала она.
Можно надеяться, что владельцы автопарков тоже прочитают этот материал, заметят удачные решения и примеры в работе коллег из других регионов, переймут их и сделают перевозки для камчатцев ещё выгоднее и удобнее.
Я думаю пассажиры и рынок сами разберуться, на каком такси кому ехать. А то уже заурегулировали так, что спасу нет. Гос-во считает должным засунуть свой нос во все сферы жизни гражданина. Лучше бы оно подумало о медицине, дорогах и т.д.
На другие темы чтоли пословоблудить нельзя было. Количество ям посчитал бы по пути, или количество литров грязи, вылитой на пешеходов, или бутылок пивных или собак бездомных или мусорных баков переполненых. Много чего можно посчитать. Блогер блин
Давно отказалась от служб такси в пользу индрайвер
А все просто.. Нет достойной работы для населения.. Вот они и бомбят в свободное время.. Эра 90х возвращается только в современном облике. Народ опять решает конфликты с помощью оружия.. Я бы над этим задумался. И над приезжими бывших республик..