- Я мальчик на побегушках.
- Говорят, что вы очень влиятельная особа, мистер Берден.
Роберт Пенн Уоррен
«Вся королевская рать»
Cегодня в России на самом высоком уровне обсуждают развитие внутреннего туризма, чтобы россияне могли недорого, качественно и интересно путешествовать по нашей необъятной родине, раскинувшейся на тысячи километров от субтропиков до Арктики, от Дальнего Востока до Балтики, оставляя весомый доход в российской, а не в турецкой казне. Ростуризм в очередной раз передали (из культуры в физкультуру, из физкультуры в экономику) – теперь в прямое подчинение правительства. Проектная команда, успешно справившаяся с проведением Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу, настроена решительно. Внутренний туризм даже объявили нацпроектом! Что же нужно сделать для снижения цены на путёвки официальным компаниям? Где «план быстрых побед»? И какова в общих чертах цена вопроса?
Последние исследования экспертов внутреннего туристического рынка фиксируют увеличение усталости россиян от вынужденной самоизоляции и накопление в условиях закрытых внешних границ отложенного спроса на поездки по стране. Согласно последним опросам соотечественников о предпочтениях в выборе мест проведения отпуска по России, большинство отозвалось о Камчатке (наравне с Алтаем, Байкалом и Сахалином) как о направлении заветном, желанном, но при этом «далёком и недоступном». Кроме дорогого перелёта туристы и обыватели чаще всего объясняют это звериной жадностью местных туроператоров, выставляющих заоблачные цены на экскурсии и сдирающих с приезжих сказочные барыши. Сложившийся негативный стереотип об отдыхе на бриллианте в российской короне, несомненно, надо менять. Но давайте разберёмся, так ли это на самом деле? И если так, то почему на Камчатке действительно высокая стоимость туров?
«Пока на Камчатке многое, если не всё, решает Москва»
Для начала надо понять из чего складывается цена турпродукта. Прежде всего, это – топливо, продукты и зарплата сотрудникам. Затраты на основные составляющие на Камчатке, как известно, несопоставимы с материком. Оставим в стороне три очевидных кита – сложная логистика в отдалённый, по сути, островной край, отсутствие здесь промышленного производства продуктов питания, например, доступных по цене овощей, а также северные коэффициенты, от выплаты которых работникам, занятым в бизнесе, государство полностью отказалось ещё в лихих 90-х.
Преимущество уникального турпродукта – возможность наблюдать диких медведей, ловящих лосось в естественной среде обитания – оборачивается и серьёзным недостатком – из-за отсутствия дорог и малой авиации попадать во многие заповедные уголки приходится на легендарном советском вертолёте МИ-8, пожирающем авиационный керосин как свинья помои. Вот и выходит, что за минусом всех расходов, маржинальность туристического бизнеса на Камчатке колеблется в диапазоне 5-10%. Выходит, тезис о ненасытных барыгах в туристическом бизнесе Камчатки – не более, чем миф!
В целом, на конечную цену путёвки влияет и зарегулированность отрасли. Ну, не может всё на Камчатке быть дороже, чем в России, а путёвки – дешевле! Надо создать атмосферу благоприятствования туризму: прислушиваться к бизнесу, не ставить препоны, не облагать поборами, сократить количество контрольно-надзорных структур и число чиновников, уменьшить налоги. Давно известно – если бизнес душат налогами, он уходит в тень. Ну и, разумеется, надо продолжать продвигать Камчатку как привлекательную территорию для путешественников из России. Рецепт рекламы прост – приглашать блогеров с миллионами подписчиков, что в очередной раз подтвердил Юрий Дудь своим фильмом, да и Фёдор Бондарчук своим блокбастером. И не надо зацикливаться на убогом Петропавловске! Туристам нужна нетронутая природа. Надо показывать возможности экономного отдыха и незабываемые впечатления, которые получают гости, оказавшись на другой планете. Целевая аудитория – молодёжь, лёгкая на подъём и открытая новым приключениям.
Для сохранения потока туристов из российских регионов на Камчатку и увеличения доли местных туристов, путешествующих по родному краю, можно применить, навскидку, такие меры поддержки:
1. Снизить на 50% стоимость авиабилетов на Камчатку, предоставив субсидии авиакомпаниям в размере не менее 300 миллионов рублей.
2. Снизить на 40% стоимость топлива для организаторов экскурсий по Камчатке наземным, авиа- и водным транспортом, предоставив субсидии в размере не менее 200 миллионов рублей.
3. Снизить на 30% стоимость путёвок для жителей Камчатского края, предоставив субсидии камчатским туроператорам в размере не менее 100 миллионов рублей.
4. Снизить на 25% стоимость проживания в камчатских гостиницах (хостелах), предоставив субсидии средствам размещения в размере не менее 50 миллионов рублей.
5. Снизить на 20% стоимость свежих овощей, предоставив субсидии местным производителям в размере не менее 25 миллионов рублей.
Кто же тогда предлагает туры на Камчатке по демпинговым ценам? Всё просто – это нелегалы. Частники, которые не регистрируются как юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый, не платящие налоги, не состоящие в реестре туроператоров, не получившие необходимые лицензии и разрешения на осуществление коммерческой деятельности по оказанию туристических услуг, не имеющие страховки на туристов. «Доширак-турщики» не несут официальных издержек и работают подпольно «за 3 копейки», соответственно, качество их услуг «ниже плинтуса», а в случае ЧП никакой ответственности они не несут. Но многие россияне с менталитетом «лишь бы сэкономить» останавливаются на подпольных съёмных квартирах, на вулканы и в море едут «с друзьями». Чем обычно заканчиваются дикие выезды? Замёрзшими на перевалах туристами, перевёрнутыми вахтовками, заблудившимися на сплаве гидами и затонувшими катерами. В конечном счёте, сюжеты центральных телеканалов о спасательных операциях на уже упомянутом МИ-8 бьют как по местному бюджету, так и по имиджу всей Камчатки.
Впрочем, гарантии, что федеральный центр немедленно протянет нам руку помощи, нет. Насколько Москве нужен туризм на Камчатке? Вопрос спорный. Недавняя катастрофическая ситуация с началом варварской для уникальной экосистемы Камчатки добычи золота на важнейших нерестовых реках – Быстрой и Аваче – на основании лицензии, выданной в обход руководства края, к сожалению, демонстрирует откровенно хищнический подход к заповедной Камчатке. Из учебников истории мы помним, что экстенсивный подход к развитию экономики заключается в расширении территории добычи полезных ископаемых при сохранении прежних способов обработки, что сегодня мы и наблюдаем на примере полуострова. Получается, правая рука не знает, что делает левая? Где олигархи, зарабатывающие миллиарды на камчатской путине – пережидают пандемию в Швейцарии? Ведь они кровным образом заинтересованы в охране нерестовых рек от загрязнения! Чем занято руководство особо-охраняемых территорий? Проведением монопольных теле-съёмок дикой природы и регистрацией на родственников собственной туристической компании для монетизации преимущественного права на доступ в Долину гейзеров и Курильское озеро. Почему вполне вменяемое местное руководство агентства по туризму меняют на варягов? Пока на Камчатке многое, если не всё, решает Москва, причём как в рыбе или в горнорудке, так и в туризме. Эффект масштабирования работает таким образом, что им выгоднее давать деньги на Камчатку под мега-проекты, которые далеко не всегда отражают реалии территории. Многие уже высказывают опасения, что скоро под Мутновские три вулкана попасть можно будет только за деньги…
Россияне всё ещё побаиваются ехать на далёкий, загадочный и, наверное, запредельно дорогой полуостров, а иностранцы опасаются Камчатку из-за базы подводных лодок, называя её «осиным гнездом». Что всем нам предстоит сделать, чтобы туристы избавились от этих предрассудков?
Повылазили нелегалы. Знает кошка чью сметану съела. У нелегалов всё полюбасу круче, кроме того, что работают во время запрета на деятельность из-за пандемии, ставя в опасность жизнь и здоровье людей, а также тупо не платя налоги, т.е. совершая преступление, предусмотренное уголовным кодексом - незаконная предпринимательская деятельность. Кому война, кому мать родна. Самое смешное - преступникам хватает наглости открыто качать права. Вот в такой стране и живём.
У частников и ценник ниже и качество на высоком уровне. Это всем известно. Горский заказ получил от крупных турфирм, вот и отрабатывает зарплату.
Сейчас зарабатываем мы, нелегалы, во время эпидемии возим вахтовками, Деликами, катерами ГИМС диких туристов и скирдуем по тихой лямы, похер на всех и всем похер
Туризм - клёво. Заработает Камчатинтур и еще пара лизунов. А мы - дикари, нам выжить надо. Нам Солодов не подкинет 20 лямов на бедность. И мы пойдём на Ганальские востряки в галошах и поведём с собой японцев. Мы - настоящая Камчатка. И простые люди. Которым с туризма не обламывается.
Кто девушку ужинает, тот её и танцует (с)
Посмотреть все 9 комментариев