Смена власти, о которой так долго говорили, свершилась. Врио губернатора принял Камчатский край, прямо скажем, в сложное время угрозы полномасштабной эпидемии. В краткосрочной перспективе – это главный вызов, стоящий перед руководством края. Нет сомнений, что когда-нибудь этот кризис будет преодолён, и тогда перед новым начальником Камчатки встанет дилемма: как дальше развивать экономику? Судя по первым заявлениям на пресс-конференции, врио подготовил домашнее задание и уверенно разбирается в особенностях региона. Одним из приоритетов для улучшения условий жизни населения им декларирован въездной туризм. К сожалению, предыдущему государственному деятелю не всё удалось завершить в этой сфере на высоком посту. Более того, из-за закрытых границ и ограничения передвижения между регионами России, камчатский туризм сегодня сталкивается с большими трудностями.
Для устойчивого развития туризма Камчатки сегодня, как никогда, необходимо актуализировать стратегию, которая объединит все аспекты отрасли. Сколько туристов должны приезжать на Камчатку, учитывая допустимую нагрузку на охраняемые природные территории? Сколько нужно гостиниц, автобусов, малых самолётов? Какова потребность в гидах, переводчиках, горничных, егерях и поварах? Прежде всего, требуется точная статистика: число приезжающих туристов, количество номерного фонда, сколько занятых в отрасли официально и неофициально, объём уплачиваемых налогов в бюджет как туристическими компаниями, так и мультипликативный эффект от туризма в экономике края. Чтобы стратегия не осталась на бумаге, чем грешили почти все предыдущие документы, следует подкрепить её достаточным финансированием.
««Точки роста» индустрии туризма сегодня, как и 30 лет назад при открытии Камчатки, создаются, по большому счёту, предпринимателями-энтузиастами»
Нужно последовательно оказывать поддержку туристическим компаниям, которые официально платят зарплату работникам и налоги с прибыли. Тем самым, у всех участников рынка – тех, кто сдаёт свои квартиры туристам, возит их на личных джипах, моторных лодках, лошадках и собачках, водит группы в качестве гида и проводника – появится стимул выйти из тени. Необходимо готовить квалифицированные кадры для отрасли, исходя из реального прогноза туристического потока на территорию. Важно понимать на какие рынки и целевую аудиторию продвигать Камчатку – например, азиатско-тихоокеанский регион зимой и Европу летом.
«Точки роста» индустрии туризма сегодня, как и 30 лет назад при открытии Камчатки, создаются, по большому счёту, предпринимателями-энтузиастами. Экстремалы со всего света мечтают заняться каякингом, сёрфингом, хели-ски, кайтингом, пара-глайдингом, САП-бордингом, поездками на квадроцикле. Новые комфортабельные базы отдыха на труднодоступных термальных источниках готовы принять ВИП-клиентов. Но доставка туда возможна преимущественно вертолётом, что по карману далеко не каждому. Для увеличения массового потока бюджетных туристов необходимо создавать точки притяжения на маршрутах, расположенных как в Петропавловске, так и в транспортной доступности от города.
Для развития туризма на Камчатке до сих пор не сделано главного – нет современного аэропорта, не снижены цены на авиабилеты (возможно, доступом к рейсам на Камчатке компании-лоукостера), нет освещённой дороги в аэропорт и нового моста по пути в Паратунку в обход Елизово, не построен пассажирско-автомобильный паром для организации регулярной линии Камчатка – Курилы – Сахалин – Владивосток, отсутствует (от слова совсем) малая авиация. «Болевые точки» индустрии гостеприимства сейчас: дорога на Халактырский пляж, сопку Мишенную, турзона в историческом центре города, отсутствие современного горнолыжного подъёмника в Петропавловске.
В Петропавловске-Камчатском нет регулярного экскурсионного автобуса, надземных пешеходных переходов, многоярусных парковок, гостиниц международного класса, общественных туалетов, не вывезены железные гаражи, нет просторного интерактивного краеведческого музея, не проводится озеленение, повсеместно свалки мусора, канализация сливается без очистных сооружений напрямую в Авачинскую бухту, где ржавеет более 50 затопленных кораблей.
Вот несколько вопросов, ответы на которые помогут скорректировать существующие программы развития туризма:
1. Какой объём финансирования и по статьям каких министерств тратится ежегодно на содержание базы отдыха «Сыпучка» в Паратунке? Возможно ли её использование, помимо проживания приезжих высокопоставленных чиновников, для нужд жителей Камчатки?
2. Планируется ли в 2021 году проведение пролога гонки на собачьих упряжках «Берингия» на биатлонном комплексе им. Фатьянова с привлечением московских артистов, ведущих и праздничной программы за счёт бюджета Камчатского края?
3. Сколько денег потратят в этом году на изготовление камчатского павильона для презентации на восточном экономическом форуме во Владивостоке?
4. Каков состав делегации Правительства Камчатского края на Дни Дальнего Востока осенью 2020 года в Москве?
5. Сколько средств краевого бюджета планируют потратить в этом году на содержание туристско-информационного центра и на участие в российских и международных выставках Агентства по туризму?
6. Каков объём бюджетных ассигнований на аренду бизнес-центра «Атом», выставочного центра и МФЦ на Северо-Востоке, коворкинг-центра на 6 км, а также здания КВЦ в центре города?
7. Планируется ли в 2020 году увеличить сумму в 6 млн. руб., выделяемую через Агентство по инвестициям на субсидии предпринимателям в сфере туризма?
8. Что намерена сделать Корпорация развития Камчатского края в текущем году для приведения в порядок территории марины в Петропавловском ковше («Фреза»)?
9. Какие существуют планы использования судов на воздушной подушке «Арктика» и вертолёта «Святой Владимир», приобретённых за счёт средств бюджета Камчатского края?
10. Куда планируется потратить средства, предусмотренные в бюджете на проведение отменённых из-за эпидемии коронавируса спортивных чемпионатов?
11. Будут ли использоваться 36 млн. руб., выделяемых, по слухам, на «Камчатский информационно-аналитический центр», для продвижения Камчатки как туристического направления на российском и международном рынке?
Как неоднократно заявляли на самом высоком уровне – деньги у государства есть, вот только складывается впечатление, что используют их для развития камчатского туризма не совсем целевым образом. Хочется верить, что преодолев все трудности, отрасль сможет выйти на более высокий уровень, обеспечить стабильную занятость местному населению, целевое обучение и жизненные перспективы для молодёжи, больший объём налоговых поступлений в бюджет Камчатского края.
Главный возобновляемый экспертный ресурс Камчатки - её уникальная дикая природа, поэтому туризм был и будет системообразующим фактором экономики, прорывным драйвером развития, а не сельское хозяйство в условиях рискованного земледелия.
Пока на государственном уровне не изменится стратегия и политика ценообразования на рынке нефтепродуктов (и энергоносителей тоже) для внутренних потребителей, отдаленные территории не смогут развиваться ни в сфере глубокого производства, ни в сфере туризма, нигде вообще. Будут постоянная вялотекущая стагнация и прозябание.
А не таким путём - уготована судьба безработных, бездомных и нищих
Таким путём к звёздам уйдут богатые туристы, а местным жителям уготована судьба прачек, гидов и горничных....
На туризм вообще нечего надеяться это бизнес сезонный и ситуативный чуть что не так и нету бизнеса а развивать нужно сельское хозяйство рыбопереработтку и морепродуктов а так же налаживать энергетику с дальнейшим прмышленным производством и будет всем счастье
Посмотреть все 9 комментариев