Солодов о Боге, Путине, Илюхине, «фабрике троллей» и надписи на могиле: ИА «Кам 24»
OB

Солодов о Боге, Путине, Илюхине, «фабрике троллей» и надписи на могиле

06 мая 2020, 14:20 29757

Глава Камчатки рассказал Кам 24 об отношении к обнулению сроков президента, науке и религии, а также о моральных авторитетах, контактах с экс-губернатором, любимых телепрограммах и многом другом.

- Владимир Викторович, вы в довольно молодом возрасте начали работать на руководящих должностях. В 32 года стали заместителем полпреда президента на Дальнем Востоке, в 37 – исполняющим обязанности губернатора Камчатки. Ваша карьера всегда шла по восходящей или в ней были неудачи?

- Восходящий характер карьеры – это философская история. Я, например, думаю, что мне больше всего хотелось бы быть преподавателем в университете. Работая в Якутии, я давал много интервью, но за последние полгода мне больше всего понравилось общаться с детьми в студии журналистов. Дети задавали вопросы, которые сами придумали. Один из вопросов звучал так: «Что вы хотите, чтобы было написано на вашей могиле?» Я задумался и вспомнил, что кто-то из моих коллег, который достиг серьезных успехов, не помню его фамилию, отвечая на подобный вопрос, сказал, что ему хотелось бы, чтобы было написано: профессор московского государственного университета. Вот и для меня это базовая ценность. Мне очень импонирует преподавательская, исследовательская работа. Звание «профессор МГУ» для меня ничуть не ниже, чем должность временно исполняющего обязанности губернатора Камчатского края.

Однако есть вызовы, которые ставит перед тобой жизнь, руководители, и, на мой взгляд, неправильно на них не отвечать. Я свою службу начал с позиции заместителя полпреда президента по Дальневосточному федеральному округу, а потом перешел на позицию председателя правительства региона (Республики Саха (Якутия) – ред.). Формально это понижение. Но реально для меня это был рост. Потому что я перешел на интересную, ответственную позицию, которая мне позволила очень многому научиться и получить уникальный опыт управления огромной северной территорией. Это одна из версий ответа на ваш вопрос. Должна быть внутренняя оценка, внутренний компас, который подсказывает тебе: идешь ли ты в правильном направлении или куда-то сворачиваешь.

- Вы когда-нибудь занимались бизнесом?

- Нет.

- Я обратил внимание, что ваш доход за 2018 год, судя по декларации, составил 9 миллионов рублей. Это такие высокие зарплаты в полпредстве президента и в правительстве Якутии, где вы тогда работали, или, может быть, вы продали что-то из своего имущества?

- Я живу на зарплату, зарплату и декларирую. Я не считаю ее запредельной. Да, это достойный уровень, но при этом до сих пор мой ежемесячный должностной оклад меньше, чем зарплата в Агентстве стратегических инициатив, откуда я уходил в 2015 году. При переходе из администрации президента России, эта та структура, в которой закреплена должность заместителя полпреда, в правительство Якутии я тоже потерял в заработках. Вообще, это философский вопрос – зарплата чиновника. У нас есть распространенное мнение, что высшим руководителям государства вообще можно не платить. Что они уже достаточно заработали. Я с этим не согласен. У меня, например, не закрыта ипотека. Я купил квартиру, это долгая история, как я ее покупал, был обманутым дольщиком, влез в ипотеку и до сих пор ее выплачиваю. Я, конечно, не жалуюсь. У меня достойная заработная плата была и в Якутии, и в Хабаровске, но я не считаю, что она не соответствует той нагрузке, которая у меня была, и тем результатам, которых мы вместе командой достигали.

Наука и религия

- СМИ сообщали, что у вас два брата и один из них священник. Это так?

- Нет, у меня три брата и один из них священник.

- А вы верующий человек?

- Да, я верующий человек.

- То есть вы можете назвать себя православным христианином?

- Да.

- Значит ли это, что вы не разделяете теорию Дарвина о происхождении видов, теорию большого взрыва?

- Нет никакого противоречия между этими теориями и православием, между наукой и религией. Многие ученые были глубоко верующими людьми. Есть святой Русской православной церкви – святитель Лука Войно-Ясенецкий, который был выдающимся хирургом своего времени. Он написал книги, на которых до сих пор строится офтальмология. При этом он стал священнослужителем, монахом, архиепископом. И параллельно со служением церкви продолжал заниматься не только практической хирургией, но и научной деятельностью в области медицины. Есть много примеров, которые показывают надуманность этого противоречия. Одно другому совсем не мешает.

- У вас есть моральные авторитеты среди современников?

- Да… Точно да. Хотя слово «моральный» меня немного смущает. Есть много людей, к которым я отношусь с уважением. Но я обычно связываю это в большей степени с их профессиональными качествами, чем с моральными характеристиками. У многих людей я стараюсь учиться в том числе и подходу к жизненному кредо. Но есть известная фраза: не сотвори себе кумира. А моральный авторитет из этой области. Понятно, что есть мировые примеры – Нельсон Мандела, президент ЮАР. Это пример морального авторитета, который трогает всех нас. Но в каком-то смысле каждый человек друг для друга является в чем-то авторитетом и учителем. И очень важно это распознавать в людях, с которыми ты встречаешься, вне зависимости от позиции и от твоего личного отношения. Это философская мысль, но мне она близка.

Право президента

- Во время вашей первой пресс-конференции на Камчатке я спросил: когда вам предложили возглавить Камчатский край и кто это сделал? Вы тогда ушли от ответа. Это, конечно, ваше право. Хотя вопрос, на мой взгляд, не праздный. 9 лет Камчаткой руководил Владимир Илюхин, нам рассказывали, что у него все получается и в сентябре он пойдет на выборы. Но 3 апреля мы вдруг узнали, что Илюхин уволился, а край возглавит новый человек. Никаких внятных объяснений при этом не последовало. Мне кажется, что жители и Камчатки, и России вправе знать, как в стране формируется власть. Ведь они не холопы, которым можно просто сказать, что сегодня у вас один барин, а завтра придет другой…

- Я могу дать ровно тот же ответ, что дал и на пресс-конференции. Должность врио губернатора Камчатского края мне предложил Владимир Владимирович Путин. И это единственный человек, который может в России предлагать такие должности. Это не означает, что у меня не было предварительных собеседований и обсуждений разных перспектив. Но они никакой определенностью не обладают. Определенность при назначении на такие позиции –прерогатива одного человека в Российской Федерации. И второй момент: меня назначили врио губернатора до избрания губернатором лица в соответствии с процедурой. А избирать губернатора – право жителей Камчатского края. И больше никого. А право президента – назначить на период, между отставкой одного высшего должностного лица и избранием другого, руководителя, который будет исполнять обязанности.

- С выборами у нас тоже все не так просто. Глава краевого избиркома, например, является членом политсовета «Единой России». Как вы думаете, за кандидата от какой партии она будет в большей мере переживать на выборах?

- Мне кажется, дело не в том, за кого она будет переживать, а в том, что она добросовестно исполняет свои полномочия. Если в этом есть сомнения, существует процедура, которая позволяет перевести сомнения в правовую плоскость. Я не хочу вступать в дискуссию: должны ли чиновники быть членами партии или нет. Она сложная и неоднозначная. Могу сказать только, что я беспартийный. И никогда членом никакой партии не был.

- А у вас нет планов в ближайшее время вступить в партию?

- В ближайшее время нет.

«Фабрика троллей»

- Раньше камчатские руководители не пользовались социальными сетями так активно, как это делаете вы. Хотя они тоже старались идти в ногу со временем. Вам известно, например, что на Камчатке существует «фабрика троллей»?

- АНО «КИАЦ» (Камчатский информационно-аналитический центр – ред.)... Конечно, знаю.

- И знаете, чем они занимаются?

- Работой в соцсетях.

- Кроме этого, они пишут анонимные комментарии в защиту руководителей краевого правительства, фальсифицируют результаты интернет-опросов, чтобы создать иллюзию поддержки власти, поливают грязью на сайтах и в соцсетях оппонентов губернатора. Как вы к этому относитесь?

- Я сейчас не готов соглашаться или опровергать ваши утверждения об их работе. Я недостаточно в нее погрузился. Знаю, что они занимаются мониторингом соцсетей, производством контента, работой с обращениями, которые поступают от граждан, рядом других направлений. Могу точно сказать, что мы будем перестраивать работу АНО «КИАЦ». Я готов это делать в прозрачном ключе, потому что закрытость порождает много слухов.

- Как вы считаете, в целом использование интернет-троллей,  фальсификации опросов могут быть эффективны? Подобная деятельность приносит пользу власти или от нее больше вреда?

- Я не готов ни соглашаться, ни опровергать ваши утверждения о том, чем занимается АНО «КИАЦ». Но в чем я с вами согласен, это в том, что ложь и фальсификации никогда до добра не доводят.

- Могу предложить вам проверить: действует ли сегодня «фабрика троллей». Для этого достаточно запустить опрос на Кам 24, чтобы аудитория сайта оценила вашу работу на посту врио губернатора. А потом мы сообщим вам, была ли попытка фальсифицировать результаты голосования. У нас есть возможность это отследить…

- Можно проверить. Но, во-первых, я не сторонник таких экспериментов, потому что подобный опрос объективную картину никогда не даст. А играть с общественным мнением, накрученным, популистским, еще каким-то – это плохой тон в моем понимании. Я буду разбираться с тем, какие методы используются, и, как я уже сказал, буду вносить изменения в работу информационного блока. Но за первые три недели на Камчатке у меня, поверьте, были более насущные проблемы, чем погружение в работу этого, пусть и важного, направления…

Вы, наверное, заметили, что свои соцсети я веду сам. Ни к какой раскрутке не прибегаю и не планирую в дальнейшем. Для меня был неожиданностью рост аудитории, который произошел. Особенно это касается «Инстаграма». Аудитория за три недели увеличилась с 9 500 до 40 000 человек.

Это показатель того, что открытое личное общение без каких-то манипуляций является востребованным. Кстати, могу рассказать о своей политике в соцсетях. Я принципиально делаю «Инстаграм» максимально открытым. Мне важен этот механизм как способ прямого донесения того, что я думаю, и прямой обратной связи. А, например, в «Фейсбук» я почти не добавляю друзей. «Фейсбук» для меня – более личная, если хотите, история, где с друзьями можно что-то обсуждать. Понятно, что 4 000 человек, которые есть сейчас, это не друзья в прямом смысле слова, но это, по крайней мере, понятная мне аудитория и понятные мне люди. Как только я буду понимать больше людей на Камчатке, я буду добавлять их в друзья... Хотя буквально вчера ночью (интервью было записано 29 апреля – ред.) я сам добавился в группу «Камчатка» в «Фейсбуке», где идут довольно яркие обсуждения. Я даже эмоционально не удержался и начал дискутировать по некоторым вопросам.

«Рецепт сложился неудачно»

- Вопрос к вам как к кандидату политических наук. Когда вы приехали на Камчатку, вы сказали, что Петропавловск находится в запущенном состоянии...

- Для того чтобы так сказать, не нужно быть кандидатом политических наук…

- Согласен. Но, чтобы объяснить, почему он в таком состоянии, ученая степень, возможно, не помешает. У нас в стране 20 лет власть практически не меняется. Петропавловск-Камчатский на протяжении 16 лет возглавляют представители партии «Единая Россия», которые меняют один другого. Все мэры согласованы с Москвой. Почему за 16 лет они не смогли навести порядок? У нас с системой что-то не так или краевому центру Камчатки катастрофически не везет с кадрами?

- Сложный вопрос. Но его точно нельзя полностью списать на политическую систему. Возьмем Дальний Восток, где все столицы регионов находятся в непростом положении. Я не могу сказать, что какой-то из городов – это цветущий сад. Даже самый динамично развивающийся город, Владивосток, в моем понимании все равно по градостроительной политике сильно отстал от лучших образцов. Но при этом положение очень разное. Южно-Сахалинск быстро строится в последние годы. Здесь ответ прост и лежит не в сфере политологии, а в сфере бюджетной обеспеченности Сахалинской области. Якутск с 2012 по 2018 годы очень сильно преобразился в лучшую сторону. И это уже нельзя объяснить бюджетной обеспеченностью, но можно объяснить талантливым руководителем. Айсен Сергеевич Николаев – один из ведущих, на мой взгляд, стратегически мыслящих руководителей современной России на региональном уровне. Результаты того, как он руководил городом, мы видим сейчас. Благовещенск – очень симпатичный город. Там сохранился исторический центр, плюс реализованы знаковые проекты: набережная и так далее. В Хабаровске были достаточно крепкие мэры-хозяйственники. Баланс между краевым руководством, которое взяло на себя ключевые объекты, и хозяйственным подходом дали неплохой результат. В каждом случае рецепт разный…

- А что не так с Петропавловском?

- В случае с Петропавловском-Камчатским рецепт сложился неудачно. Я не хочу сейчас раздавать персональные оценки тем, кто руководил городом или краем в разные периоды, но результат плачевный. И нам предстоит его исправлять.

- О камчатской медицине вы тоже сказали, что она запущена. Это заметно даже на фоне Якутии?

- Конечно.

- А нам на протяжении долгих лет рассказывали, как медицина в крае развивается. В открытых отчетах Минздрава регулярно сообщалось, что в больницах проводятся ремонты, закупается новое оборудование. Судя по отчетам, в здравоохранении была одна проблема – недостаток врачей. Но вот приехал новый руководитель и оказалось, что медицина запущена…

- Так бывает… Я вижу, что здравоохранение – это одна из двух топ-проблем, которые волнуют граждан. Первая – это медицина, вторая – уровень жизни и цен в магазинах. Я понимаю, что всего лишь 52 процента обеспеченности врачами – это и следствие, и причина запущенности системы здравоохранения. Ситуация, когда у нас ни в одной из развернутых «ковидных» клиник нет компьютерного томографа, это тоже свидетельство запущенности проблемы. То, что одно из зданий 1950 года постройки (речь идет о больнице – ред.), а лаборатория 1946 года – говорит, что система здравоохранения не в самом цветущем состоянии.

Нам много что предстоит сделать. Но есть известная поговорка, что Москва не сразу строилась. Вот и систему здравоохранения нельзя поменять волшебной палочкой... Качество здравоохранения в очень большой степени определяют врачи. Да, нужно, чтобы здание было приличным, чтобы оборудование было новым. Но если здание и оборудование будут, а врачей не будет, ничего не получится. И наоборот, хороший врач и хороший главный врач всегда сумеют и ремонт сделать, и обосновать, какое оборудование необходимо приобрести. Проблема сложная, и самое главное, я пришел в тот момент, когда эта система находится под огромным прессом. Мы не можем ее менять прямо сейчас. Мы должны сконцентрироваться на том, чтобы помочь ей выстоять. А уже потом менять. Уверен, что изменения к лучшему будут, будут быстро и люди это почувствуют.

Поправка к Конституции

- Вы поддерживаете контакт с вашим предшественником Владимиром Илюхиным?

- Мы несколько раз с ним встречались. Для меня важно мнение предыдущего руководителя. Но сказать, что мы в постоянном контакте, было бы преувеличением.

- Правильно я понял, что вы прислушиваетесь к его мнению?

- Нет, я так не формулировал. Мы с ним встречались, и для меня было важно узнать его мнение по сложившейся обстановке.

- Наряду с пандемией коронавируса в России в этом году произошло еще одно важное событие, о котором я не могу вас не спросить – это поправки в Конституцию. Вы их поддерживаете?

- Конечно.

- Обнуление сроков Владимира Путина вы считаете благим делом?

- Хороший вопрос… Я считаю, что это решение верное, в сложившейся ситуации оно отражает основные задачи, которые нам нужно решать в текущий момент.

- Вы говорили, что выступаете за сменяемость власти. К Путину в текущем моменте это не относится?

- Мы же понимаем, что вы сейчас неточно формулируете поправку к Конституции. Она не о том, что конкретный человек остается у власти. А о том, что такая возможность есть при переходе к новой системе конституционных ограничений. Я считаю, что сохранение такой возможности на смене конституционной системы – это верное решение, которое должно быть закреплено.

- Но вы же понимаете, и я это понимаю, что речь идет о Путине. Или вы не согласны?

- Речь идет о системе государственного управления…

Соцсети и телевизор

- Скажите, как вы узнаете новости? Что для вас главное: телевизор, интернет, соцсети?

- «Телеграм», конечно…

- Для вас главный источник новостей – это «Телеграм»?

- Да, и на втором месте «Фейсбук».

- А телевизор вы смотрите?

- Нет. Иногда фильмы смотрю. На компьютере запускаю фильм и включаю через HDMI телевизор, если он есть. Передачи никогда не смотрю.

- На какие интернет-ресурсы вы чаще заходите?

- Если сейчас открыть мой телефон, ресурсом № 1 у меня будет kremlin.ru. Ну а если серьезно, то есть хорошие новостные агрегаторы типа Яндекс-новостей. Они дают навигацию, которой можно воспользоваться... Из нетривиального скажу в ответ на вопрос две вещи. Сейчас мне, конечно, не хватает на это времени, но когда хватало, мне нравилось читать журнал The Economist на английском языке. Он содержательный и дает некоторый срез, который отсутствует в наших СМИ. У него есть материалы ангажированного характера в отношении России, потому что он настроен в целом негативно к нашей стране. Но их можно легко фильтровать и все равно понимать, что в мире происходит с точки зрения внешнего взгляда. Пусть и ангажированного. И второе. Я категорично ответил, что не смотрю телевизор. Это действительно так. Но стал вспоминать, что же я смотрел в последнее время. Мне нравятся передачи про животных. Из того, что я иногда по телевизору смотрел раньше – это Nat Geo Wild. Передачи о животных я очень люблю с детства. Хотя в детстве у меня не было телевизора. У нас многодетная семья, телевизор сломался, и где-то с 5 до 12-13 лет его не было.

- Увольняя трех зампредов камчатского правительства: Марину Субботу, Владимира Пригорнева и Юрия Зубаря, вы поблагодарили их за работу и отметили, что они «внесли существенный вклад в те достижения, которые были получены в последние годы». Можете назвать три главных достижения Камчатки последних лет?

- Начну с того, что сегодня (29 апреля – ред.) я согласился с отставкой четвертого члена правительства – вице-губернатора Алексея Юрьевича Войтова. И его я тоже поблагодарил. Я считаю, что умение благодарить – очень важное качество, которое в себе надо развивать. Я хуже всего отношусь к тем людям, которые бросают камни вслед уходящим фигурам. Считаю, что в целом, когда мы говорим о развитии региона, важно опираться на то, что сделано, а не отторгать это. Нам есть много чего исправить, но есть и многое, что нужно сохранить. Я могу назвать очень легко то, что было достигнуто в последние годы. Три знаковых инвестиционных проекта, которые, на мой взгляд, станут драйверами развития Камчатского края, в общем-то уже сформированы и находятся в высокой степени готовности. И это не моя заслуга, они были сформированы до меня. Это порт «Новатэка» по перевалке СПГ, это реконструкция аэропорта и туристический проект «Три вулкана». Кроме этого, я могу сказать, что очень хорошую динамику показывает рыбохозяйственная отрасль. Камчатка является одним из лидеров по развитию этой отрасли в России. Я не говорю, что здесь нет вещей, которые нужно поправлять, в свое время я и к этому тоже приступлю. Но основа хорошая. У нас в последние годы реализовано 8 инвестиционных проектов на 12 миллиардов рублей. Это деньги, вложенные рыбохозяйственными предприятиями в экономику края, которые должны начинать давать отдачу. Все это не означает, что нет проблем, которыми надо заниматься. Их очень много. Но нельзя сказать, что нет достижений.

Беседовал Владимир Хитров

Справка

Владимир Солодов родился 26 июля 1982 года в Москве. Кандидат политических наук. С 2005 по 2013 год работал преподавателем в МГУ. С 2013 года на госслужбе. Работал в Агентстве стратегических инициатив, полпредстве президента РФ на Дальнем Востоке, правительстве Республики Саха (Якутия). 3 апреля 2020 года был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Камчатского края.

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!

КОММЕНТАРИИ

1 (гость) | 20 мая 2020 г, 09:58

Мне почемуто кажется а когда кажется то крестится надо но свежая кровь в болоте старчиского моразма в современно быстро меняющемся мире это самый прекрасный вариант достичь результата по улучшению ситуации в регионе ! Старики не желают учится и нет у них желания развиватся а это не развитие а стогнация ! Но гнать их тоже не нужно просто пересадить на места работы попроще !

Аноним (гость) | 13 мая 2020 г, 12:50

Мне одному кажется, что автор хорошо так лизнул?

арманьяк (гость) | 12 мая 2020 г, 15:55

прогнозы дело благородное, только запоздалое. Роскосмос потерял всё и вся- зато Россия полный ход назад в прошлое. Мальчик он с игрушкой в руках-Власть называется, щелкопёр наивный, куда флюГЕР-туда и ветер.Сожалею КАМЧАТКЕ обзцац полный.

Лилия (гость) | 12 мая 2020 г, 15:32

По живем,увидим.Цыплят по осени считают. Коммуникабельный,открытый и главное верующий: значит есть совесть.

Wellwisher | 12 мая 2020 г, 14:47

Да, голыми руками Солодова не взять. Этим хитровым и иже с ними поливать грязью, как Илюхина, не получится. Он вам язычки то змеиные антироссийские подрежет...

Все комментарии (61)

Внимание! Чтобы комментировать материалы, надо авторизоваться на сайте. Зарегистрироваться