Фестиваль продолжался пять дней, его открыл московский творческий коллектив «Домик Фанни Белл», который стоит у истоков жанра бэйби-театра в России. В спектакле «Я делаю мир» актеры поделились таинством создания «бумажной вселенной». Кроме хорошего настроения зрители унесли с собой новые знания: в интерактивной части программы малыши делали из бумаги самолетики, подзорные трубы и птиц. Режиссер Александра Ловянникова отметила, что такая практика помогает детям закрепить пережитые эмоции во время представления и в дальнейшем интегрировать их в творчество.
На мастер-классах художницы Ирины Новичковой дети с помощью экологичных подручных средств: ниточек, камней, бусинок и веточек создавали картину своего мировоззрения. А взрослые учились мастерить развивающие бизиборды, которые остались в пользовании у театра кукол.
«Что такое красный цвет, чем Жёлтый отличается от Зелёного, и какие тайны в себе хранит Фиолетовый...?» – на эти вопросы попытался дать ответы екатеринбургский театр «Желтый квадрат».
Столичный театр «Моники и дрозд» привез две постановки. «Эмили Браун и ее кролик, или Настоящая игрушка» и «Все подряд», созданные по мотивам сказок зарубежных писателей. Герои постановок Екатерины Кочневой играючи искали ответы на самые важные детские вопросы и оживали в пространстве деревянных коробок и картонных домиков.
«Для «Эмили Браун» декорации мы делали в пандемию: использовали одноразовые перчатки, полиэтилен, картон. Есть ощущение, что все это создал сам ребенок, взял пластиковую бутылку и смастерил ракету. Такого результата добилась Ольга Золотухина, преподаватель ГИТИС и сценограф с огромным опытом. После нашего спектакля дети вдохновляются, делают что-то свое, это один из приятных моментов», – рассказывает режиссер-постановщик проекта.
В программу фестиваля вошли спектакли и от камчатского театра кукол – полюбившиеся зрителям «Где бабочка» и «Приключения мидии».
Завершающим аккордом форума стала премьера музыкальной пьесы Григория Остера «38 попугаев».
Как полагает продюсер фестиваля Варвара Коровина: «На Камчатке высокий спрос на такие мероприятия. Бэйби-театр закрывает неоформленную образовательно-досуговую нишу для самых маленьких жителей города. Как правило, популярные сегодня развивашки и всевозможные секции – это формат, где родитель остается не вовлеченным, чувствует себя приложением к ребенку. Театр – это все-таки многоуровневая, общая среда для ребенка и родителей. Здесь есть над чем подумать и малышам и взрослым».
Концепцию театра как единого пространства для детей и взрослых поддержали и обсудили на круглом столе. Старший воспитатель городского Дома ребёнка Инна Дробышевская выступила с предложением об организации встреч в формате совместного просмотра бэйби-спектаклей для семей, где родители были временно ограничены в своих правах.
«Кровная семья – это первоочердное. С такими родителями мы работаем очень деликатно. То, что мы даем консультации и советы, проводим беседы – этого мало. Придя на бэйби-спектакль, родители на практике научатся контактировать с ребенком в творческой среде и увидят его с другой стороны. Это позволит ускорить процесс адаптации друг к другу», – уверяет педагог.
При планировании фестиваля организаторы намеренно отошли от стандартной программы – не было ни общепринятых награждений, ни соревнований между театрами и обмена опытом. Сделано это для того, чтобы сконцентрироваться лишь на главных героях – детях. Буквально с порога театра малыши и родители попадали в заботливые руки администраторов, в обстановку красочных декораций и, в конце концов, в зал, где актеры вовлекали их в мир образов, метафор и воображения.
В таком и даже большем внимании и поддержке порой нуждаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Проект бэйби-спектаклей один из вариантов такой помощи.
«Эти простые и понятные истории научат детей с особенностями развития исправлять речевые дефекты, приобщаться к искусству и социализироваться. Сотрудники театра кукол помогут им органично влиться в социокультурную среду», – сказала заместитель художественного руководителя театра по развитию Лариса Александрова.
В перспективе Камчатский театр кукол планирует расширить географию своих выступлений и порадовать детей в отдаленных районах полуострова, а фестиваль сделать ежегодным.
Юлия Дердизова