Санкции в отношении жителей. Хотели как лучше, а получилось как всегда: ИА «Кам 24»
OB

Санкции в отношении жителей. Хотели как лучше, а получилось как всегда

22 марта 2017, 16:59

Управление многоквартирными домами – это бизнес в самом сложном и экономически убыточном сегменте рыночных отношений.

Многие называют эту отрасль «черной дырой», не в последнюю очередь из-за высоких тарифов на так называемую «коммуналку» – отопление, горячую воду, электроэнергию, холодную воду и канализацию.

С 2013 по 2015 год ряд управляющих организаций города, в том числе и крупнейшая, УЖКХ, (далее – УК) и ПАО «Камчатскэнерго» попытались частично решить проблему прозрачности «коммуналки», заключив договоры ресурсоснабжения с уступкой права требования задолженности.

Уступка права требования задолженности населения очень удобная и современная схема отношений. Управляющие компании избавились от долгов населения по договорам теплоснабжения и электроснабжения, а ресурсники, наконец-то, стали получать свои деньги напрямую от жителей.

Вести расчет коммунальных услуг УК и «Камчатскэнерго» поручили МАУ РКЦ (далее – РКЦ). В расчетах РКЦ возникали недочеты, но все они оперативно устранялись и в целом, работа устраивала все стороны процесса.

Однако в скором времени «Камчатскэнерго» отказалось оплачивать услуги РКЦ и, решив запустить в промышленную эксплуатацию свой новый расчетный программный комплекс «МЕКОМС», расторгло с РКЦ договор. С этого момента и начались проблемы, так как управляющие компании, имея договоры с уступкой, были вынуждены поручить Энергосбыту всю работу с населением в части расчетов, перерасчетов, ведения лицевых счетов и печати счетов – извещений.

Но «эффективная», «целесообразная» и «прозрачная», по заверениям энергетиков программа «МЕКОМС», как оказалось, была слишком поспешно введена в промышленную эксплуатацию и в недоработанном и не оттестированном виде начала свою самостоятельную, независимую «жизнь». В счетах – извещениях указывались неправильные показания приборов учета, их показания были перепутаны или не учтены в расчете. Но это лишь одна сторона вопроса. Миной замедленного действия оказались взаиморасчеты управляющих компаний и ресурсников.

Дело в том, что при заключении договора с условием уступки права требования задолженности исполнителем этих коммунальных услуг остается управляющая компания, следовательно, все «небалансы», т.е. не распределенные в квитанции населения объемы потребления она обязана взять на себя.

Например, в марте 2016 года в доме по улице Ларина, 11, общедомовой прибор учета показал потребление 146,707 Гкал – столько же отражено в счет-фактуре исполнителю коммунальной услуги (управляющей компании), а жителям выставили в квитанциях отопление объемом в 73,49347 Гкал. По улице Владивостокской, 27, объем отопления составил 62,263 Гкал, а населению предъявлено 47,82528 Гкал. Итого «небаланс» марта 2016 года только этим двум домам составил в деньгах 380 406,43 рубля. Весь он стал прямым убытком управляющих компаний. Что это было? Техническая ошибка программного продукта или пресловутый «человеческий фактор»?

С начислением по услуге «горячее водоснабжение» ситуация обстоит не лучше. Так, например, за март 2016 года по дому на улице 50 лет Октября, 14, применен тариф 259,57 рубля вместо 349,52 рубля; по улице Победы, 81, улице Тушканова, 7, применен тариф 274,14 рубля вместо 259,57 рубля. В первом случае «небалансы» пришлось оплачивать управляющей компании, во втором – выслушивать недовольство граждан, а в силу нововведений с 01 января 2017 года – появились еще и штрафы за неверное начисление. При более детальном анализе начислений «Камчатскэнерго» гражданам эксперты обратили внимание на нарушения п.59 и п.60 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 года.

Все эти «небалансы», спустя несколько месяцев, а то и полгода, были довыставлены жителям. Представьте себе человека, в августе получившего немаленький счет за отопление при отсутствии потребления услуги и поставьте себя на его место. Но в конкретно взятом периоде – марте 2016 года, эта разница стала долгом перед энергетиками со всеми вытекающими из-за несвоевременной уплаты пенями и процентами.

В итоге жители домов, опосредованно, через управляющие компании, платят энергетикам, да еще и с процентами, за допущенные ими же, энергетиками, ошибки. А потом платят еще раз, получая перерасчеты с доначислениями в квитанциях. Такая занимательная арифметика попросту «съедает» жилищные услуги, оплачиваемые жителями домов

При этом энергетики не устают заверять граждан о том, что всё под контролем, случаи ошибок единичны, ничего страшного не происходит. Между тем ситуация не меняется.

Как показал уже сейчас март 2017 года, последний довод энергетиков о повышении качества обслуживания населения – разноска квитанций в первых числах месяца, перестал существовать. По состоянию на 20 марта квитанции за тепло и горячую воду так и не были доставлены во многие жилые дома города.

Вывод можно сделать один – подобные договоры и договоренности с энергетиками невыгодны. При таком соблюдении их условий со стороны ПАО «Камчатскэнернго» они, при определенном стечении обстоятельств, могут привести к коммунальному кризису. Чтобы этого избежать, первые управляющие компании уже уведомили «Камчатскэнерго» об одностороннем расторжении договоров оказания услуг и предполагают вернуться к расчетам платы с помощью РКЦ. Иного пути решения проблемы на сегодняшний день, похоже, не существует.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.