ВАРПЭ обратила внимание на недостаточную эффективность мер господдержки строительства судов: ИА «Кам 24»
OB

ВАРПЭ обратила внимание на недостаточную эффективность мер господдержки строительства судов

21 ноября 2022, 18:57

По мнению главы ВАРПЭ Германа Зверева, необходима более продуманная система господдержки строительства флота

На недостаточную эффективность действующих мер государственной поддержки строительства судов рыбопромыслового флота обратили внимание во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. Президент ВАРПЭ Герман Зверев направил соответствующее письмо первому заместителю председателя Совета Федерации Андрею Яцкину.

По данным Ассоциации, поддержка строительства рыбопромысловых судов реализуется в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» и предусматривает три меры поддержки в виде субсидий: утилизационный грант, льготное кредитование и возмещение части затрат.

В рамках утилизационного гранта ежегодно выделяется от 393,7 млн рублей в 2017 году до 450 млн рублей в 2021 году. С 2017 по 2021 в общей сложности выделено 2,01 млрд рублей. За последние отчетные годы зафиксирован наибольший объем неосвоенного бюджета – 69,3% в 2020 году (346,4 млн рублей) и 24% в 2021 году (108 млн рублей).

Низкую заинтересованность рыбопромышленных предприятий в ведущем отраслевом объединении страны связывают с недостаточными объемами компенсации затрат при строительстве современного рыбопромыслового судна. Так, при строительстве судна стоимостью 1,6 млрд рублей компенсация составляет порядка 70 млн рублей. В таких условиях рыбопромышленники предпочитают продавать старые суда и приобретать подержанные за рубежом с меньшим сроком эксплуатации.Даже несмотря на более низкую эффективность, такие суда быстрее выйдут на промысел, что является преимуществом с учетом нестабильности на рынке, задержке комплектующих, внешних и внутренних факторов.

На льготное кредитование из всех мер поддержки ежегодно выделялся наибольший федеральный бюджет: от 2,1 млрд рублей в 2017 году до 3,4 млрд рублей в 2021 году. За пять лет финансирование составило 13,7 млрд рублей, из них не освоено 733,5 млн рублей. На 2021 год приходится наименьший уровень освоения – 15,2% (517,8 млн рублей).Максимальная компенсация ставки в 2017–2021 годах — 4,7%, в 2022 году до октября — 7,2%, с октября для экологичных судов — 6,6%.

По оценке экспертов ВАРПЭ, данная мера может быть достаточно перспективной, но пока остается непривлекательным для рыбопромышленников. «На основе анализа данных о строительстве рыбопромысловых судов на отечественных верфях с 2018 года, в 2021 году только одна из 55 рассмотренных заявок относилась к рыболовному судну, в 2022 году – ни одной», – говорится в письме руководителя ВАРПЭ.

В рамках возмещения части затрат на строительство судов в 2020 году выделено 660 млн руб., в 2021 году – 360 млн руб., но отмечается высокий уровень неосвоения бюджета (96% в 2020 году и 85% в 2021 году). Субсидируется не более 30% от стоимости судна. Вместе с тем, рыбопромышленники также не проявляют интереса к данной мере поддержки. Всего две заявки на компенсацию в размере по 6 млн рублей были поданы в 2021 году. В 2022 году заявок не поступало.

Как считают в крупнейшем отраслевом объединении России, отсутствие заинтересованности рыбопромышленников может быть обусловлено низким объемом компенсации на строительство или приобретение судна и неучетом потребностей рыбодобывающих предприятий при определении условий предоставления этих мер поддержки.

Согласно данным Минпромторга России, за последние два года по трем программам господдержки было подписано шесть соглашений на предоставление финансовой поддержки на строительство рыбопромысловых судов, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности данных мер.

«Минпромторг в разработке мер господдержки опирается на предложения регуляторов,— цитирует Коммерсант президента ВАРПЭ Герман Зверев. –  Регулятор –Росрыболовство – вместо сложной работы по наладке многоуровневой системы господдержки рыболовного судостроения выбрал простой, как якорь, подход – инвестиционные квоты». «Судостроительный долгострой», в который превратился первый этап инвестквот, показывает, что нужна более продуманная система господдержки строительства флота и импортозамещения судового оборудования, говорит он.

 

 

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!