Западные санкции осложнили работу бизнеса, но и открыли перед ним новые возможности: ИА «Кам 24»
OB

Западные санкции осложнили работу бизнеса, но и открыли перед ним новые возможности

27 декабря 2022, 12:36

Интервью с известным камчатским предпринимателем Олегом Куцом.

Первоначальная тема интервью с известным камчатским предпринимателем Олегом Куц о том, как экономические санкции консолидированного Запада повлияли на работу возглавляемых им предприятий, ожидаемо дополнились диалогом и по другим вопросам, в той или иной степени актуальным для делового сообщества региона. Впрочем, они интересны, всем жителям края. Уже хотя бы по той причине, как неоднократно подчеркивал в ходе нашей беседы Олег Владимирович: только успешное развитие бизнеса, высокая деловая активность способны в современном обществе создать высокий и комфортный уровень жизни для всего социума.

-  Олег Владимирович, спустя 10 месяцев после начала глобального санкционного прессинга США и их союзников на российскую экономику можно сделать определенные выводы о результативности этого давления. На Камчатке, как известно, из-за жесткого эмбарго на поставки в РФ товаров, услуг и технологий не закрылось ни одного предприятия. Но у регионального бизнеса возникли определенные трудности. Не обошли они и вас…

- Прежде, чем перейти к прямому ответу на ваш вопрос, необходимо сделать одно, я бы сказал, профессиональное отступление. Моя жизнь связана с дорожным строительством. Ему отдано более 40 лет. Свыше двух десятков лет проработал в тресте «Спецдорремстрой». Начинал мастером, трудился прорабом, начальником участка. Последующие двадцать лет занимался собственным  бизнесом, развивал предприятие, строил и ремонтировал дороги. С наступлением пенсионного возраста решил отойти от активной деятельности в этой сфере.

Я остаюсь председателем Камчатского союза дорожников, который объединяет ведущие предприятия отрасли, консультирую коллег, оказываю посильную помощь в решении возникающих административных и хозяйственных проблем.

Как индивидуальный предприниматель сдаю в аренду принадлежащую мне дорожную технику. Я располагаю значительным и разнообразным парком машин и агрегатов, который постоянно пополняю. Многолетние партнерские отношения у меня сложились с голландской фирмой ALTCON. Она занимается ремонтом и реставрацией для последующей продажи обширной линейки дорожной техники. Сотрудничество с компанией до 2022 года меня вполне удовлетворяло. Сроков поставки они не срывали, приходила качественная техника, которая успешно эксплуатировалась на камчатских дорогах.

Компания активно работала с российскими партнерами. Видимо, поэтому в её административный состав входили сотрудники, хорошо говорящие по-русски.

В декабре 2021 года я заключил с ALTCON контракт на поставку асфальтоукладчика Vogele. Компания прислала мне видеоотчет, подтверждающий завершение ремонта агрегата, предыдущая эксплуатация которого исчислялась всего 4 моточасами. Я перечислил фирме около 90 тысяч евро за сам автоукладчик и еще 10 с половиной тысяч евро за его доставку к месту назначения. Но тут Запад включил механизм санкций, и мои надежды получить технику, как обычно, месяца через три после её отправки из-за рубежа, растаяли. Деньги фирма возвращать отказалась.

Я обращался к российским и голландским органам власти. Они с пониманием отнеслись к моей проблеме, посоветовали дождаться окончания санкционного режима. Понимая, что он продлится долго, я обратился в Торгово-промышленную палату РФ. Её сотрудники предпринимают доступные им меры воздействия на зарубежных партнеров, но результата усилия ТПП пока не приносят.

Решить проблему также пытается нанятый мной русскоговорящий юрист, работающий в Голландии. Есть определенная надежда, что через механизмы параллельного импорта все же удастся получить асфальтоукладчик. В случае неудачи я рискую быть оштрафованным органами валютного контроля. Я должен перед ними отчитаться за получение товара или вернуть из-за рубежа деньги. Пока удалось продлить сроки контракта с голландскими партнерами. Полагаю, что и они несут серьезные убытки из-за прекращения поставок в Россию, но и наши зарубежные партнеры на уровне среднего и даже крупного  бизнеса ничего радикально решить не могут. В данный момент за хранение техники, которая после оплаты де-юре перешла в мою собственность, ежедневно ALTCON выставляет счет на 50 евро.

- Западные санкции внесли коррективы в реализацию еще одного вашего инвестиционного проекта, не связанного напрямую с дорожным строительством…

- Возглавляемое мной общество с ограниченной ответственностью «Автоклининг» осенью 2022 года в Петропавловске-Камчатском, на улице Лукашевского, 29/1, ввело в эксплуатацию здание автомойки. Планировалось установить в ней бельгийское оборудование, которое обеспечивает высочайшее качество комплексных услуг. Мы провели маркетинговые исследования, но не успели заключить контракт, возможно, к счастью. Ведем поиски аналогичного по качеству и производительности оборудования, такого, чтобы автолюбитель получал удовольствие от предоставленных ему услуг. Надеюсь, что в 2023 году мы введем автомойку в эксплуатацию.

Подводя итоги вопросам о негативном воздействии западных санкций на бизнес, мне хочется напомнить ту оценку, которую им дал Владимир Путин, отвечая недавно на вопросы журналистов. Я не  берусь передать её дословно, но суть сводится к тому, что организаторы прессинга надеялись на крах российской экономики, но её самочувствие сегодня лучше, чем у многих стран из G20.

Еще одну оценку текущей ситуации со стороны главы государства могу привести дословно. Выписку я сделал, готовясь к интервью: «Санкционные ограничения поставили перед нашей страной много непростых задач: возникли проблемы с комплектующими, дефицит технологических решений, нарушена привычная логистика. Но, с другой стороны, это открывает новые возможности, является стимулом к построению экономики, обладающей полным, а не частичным технологическим, производственным, кадровым и научным суверенитетом».

В рамках этой формулы стараюсь действовать я и многие мои коллеги.

Есть смысл сказать еще несколько слов о проекте ООО «Автоклининиг». Он имел статус резидента свободного порта Владивосток, и я убедился, что меры поддержки в рамках дальневосточных преференциальных режимов эффективны и содержательны.

- Лично вы, какими мерами поддержки воспользовались?

- Когда я приступал к реализации инвестиционного проекта, статус резидента СПВ еще предполагал получение земельного участка без торгов. И мне, действительно, передали его без всяких бюрократических проволочек. Также без задержек и получил разрешение на строительство, и мы возвели здание в сроки, предусмотренные инвестиционным соглашением между компанией и Корпорацией развития Дальнего Востока. Кстати, нельзя не отметить высокие профессионализм и ответственность сотрудников КРДВ и Корпорации развития Камчатки, которые сегодня функционируют как единый региональный институт поддержки инвесторов и, на мой взгляд, успешно реализует стоящие перед ним задачи.

- Олег Владимирович, есть ли взаимосвязь между успешным опытом реализации проекта в статусе резидента СПВ и вашей новой инвестиционной инициативой теперь уже на площадке территории опережающего развития «Камчатка»?

- Такая связь, конечно, есть. Когда ко мне обратилась группа молодых предпринимателей, разрабатывающих проект гостинично-развлекательного комплекса, за помощью в реализации инвестиционной инициативы, я предложил опираться именно на меры, аккумулируемые статусом резидента ТОР.

Мы зарегистрировали предприятие, сформировали бизнес-план, подали заявку в КРДВ Камчатка на получение земли на площадке туристско-рекреационного кластера «Паратунка». К тому участку, который предположительно станет местом реализации нашего проекта, на средства федерального бюджета проложена дорога, частично подведены инженерные коммуникации. Нам обещают определенный объём термальной воды за счет ресурсов Верхне-Паратунского месторождения. Инвесторам остается только построить сам комплекс. Кроме возведения гостиницы и кафе проект предполагает создание комплекса бассейнов с термальной водой, оборудованный горнолыжный спуск, парк снегоходов и квадроциклов для прогулок по живописным местам  в районе долины реки Паратунка и Вилючинского перевала.

Инвестиции в проект составляют около 200 миллионов рублей. Я надеюсь, что наш комплекс займет достойное место среди объектов современной туристической индустрии Камчатки.

- В недавнем интервью газете «Камчатское время» вы рассказывали о внедрении в дорожном строительстве Камчатки новых технологий, для обучения которым вы направляли специалиста в Соединенные Штаты Америки. Он стажировался уже после введения санкций?

- Нет, это произошло раньше. Наш специалист обучался работе на специальной технике, вникал в тонкости технологий нанесения на дорожное покрытие битумных эмульсий, одна из которых носит  название «сларри сил». Она сегодня активно применяется и в России, в том числе, на дальневосточных трассах. Но мы послали сотрудника именно в США, потому что они на сегодняшний день являются законодателями моды в мировом дорожном строительстве.

В 30-е годы прошлого века массовое дорожное строительство не только позволило Соединенным Штатам выбраться из великой депрессии, но в конечном итоге вывело экономику США в мировые лидеры. Сегодня и в России реализуются впечатляющие инфраструктурные проекты в этом транспортном сегменте. В текущем году в РФ построено и реконструировано более 1200 километров магистральных трасс. Отрадно, что и на Камчатке ведется активное дорожное строительство.

- Нашла ли применение в нашем регионе технология, которой обучался ваш специалист в США?

- Пока нет. Технология сларри-сил предполагает нанесение на дорогу двухсантиметрового слоя холодного литого асфальтобетона для защиты основного полотна трассы. При этом используется щебень с особыми требованиями к его химическим и физическим параметрам. На Камчатке мы такого компонента асфальтобетона не нашли. Но я как председатель Союза дорожников Камчатки могу сказать, что мы эту технологию в течение двух – максимум трех лет запустим.

- Она увеличит стоимость дорожного строительства?

- Совсем наоборот. Она ведет к снижению затрат. Межремонтный срок для дорожного покрытия на Камчатке составляет 7 лет. Из них 5 лет – гарантия, в течение двух последующих лет проводится ямочный ремонт, затем требуется замена дорожного полотна. Сроки, конечно, могут колебаться в зависимости от интенсивности дорожного движения, но оно у нас на трассах с твердым покрытием повсеместно высокое.

Хорошо известно, что Камчатка входит в число российских регионов-лидеров по количеству автомобилей на душу населения, что мы, естественно, воспринимает как факт позитивный. Но полуостров лидирует и по другому показателю. На Камчатке самое большое в стране количество транспорта на километр асфальтированных трасс. А это уже факт негативный. Край катастрофически нуждается в расширении сети асфальтированных дорог.

Сегодня эта проблема активно решается. Вновь обращусь к статистике. Камчатка входит в десятку российских регионов, в которых наиболее успешно реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Новые технологии заметно интенсифицируют этот процесс. Сларри-сил позволит увеличить межремонтные сроки на два – три года, минимум.

Позволю себе добавить еще один штрих в наш разговор по теме новаций в автодорожном строительстве. Возглавляемая мной компания неоднократно становилась пионером этого направления. В 2012 году я и мой друг Валерий Лямин первыми привезли на Камчатку закупленный в США ресайклер – технику, предназначенную для реконструкции дорог через переработку старого асфальтного покрытия. Тестовые работы мы проводили в 2013 году на участке протяженностью 4 километра в районе Николаевки трассы Елизово – Паратунка. Прошло более 9 лет, и до сих пор дорога находится в удовлетворительном состоянии.

- Вы высоко оценили эффективность дальневосточных преференциальных режимов, однако, как следует из одного из ваших публичных выступлений, считаете необходимым проведение донастройки государственных мер поддержки бизнеса. Какие направления вы считаете необходимым усилить?

- На самом деле мы имеем широкий, развернутый спектр федеральных и региональных мер поддержки бизнеса, инвестиционных процессов. Важно о них знать и уметь ими пользоваться. И эту задачу информирования бизнеса по мерам поддержки, насколько я могу судить, успешно реализует региональный институт развития, объединивший КРКК и КРДВ Камчатка, который возглавляет Марина Якутова. Но все же есть направления, которые требуют донастройки.

Если говорить о нашей отрасли, то, как мне кажется, необходимо сформировать региональную программу подготовки кадров. Дорожное строительство катастрофически нуждается в механизаторах, представителях других профессий. Современная прокладка дорог, их ремонт, реконструкция – сложный технологический процесс, требующий привлечения специалистов высоких квалификаций. От процесса подготовки кадров не должен стоять в стороне и бизнес. Возможно, нам следует масштабировать опыт Быстринской горной компании, сумевшей привлечь  для подготовки специалистов профильных направлений на базе Камчатского политехникума кроме частных средств ресурсы федерального и регионального бюджетов.

С дорожниками могут скооперироваться строители, аграрники, коммунальщики, которые также остро нуждаются в механизаторах.

Второе направление донастройки мер поддержки бизнеса я вижу в необходимости фундаментального пересмотра закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», больше известного, как 44-ФЗ. Сегодня он не удовлетворяет ни заказчиков, ни исполнителей. О причинах фрустрации можно говорить долго по десяткам пунктов. Сегодня к закону вполне применима поэтическая оценка Николая Некрасова отмены крепостного права: «распалась цепь великая, распалась и ударила – одним концом по барину, другим – по мужику», в нашем случае – по заказчику и исполнителю. 44-ФЗ сковывает возможности бизнеса, приводит к припискам, искусственному занижению качества работ и множеству других негативных моментов.

Хочется также сказать о необходимости пересмотра отношения контролирующих органов к предпринимателям, финансовые нарушения в деятельности которых воспринимается априори. Нуждаются в трасформации, на мой взгляд, ряд положений Налогового кодекса РФ. Все это темы отдельного большого разговора, требующ привлечения широкого круга экспертов, юристов и предпринимателей, работающих в реальных секторах экономики.

НА СНИМКЕ: Олег Куц (слева) и первый заместитель генерального директора КРКК Марк Балясный обсуждают реализацию инвестиционного проекта на площадке ТРК «Паратунка».

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!