Количество случаев хищения денежных средств у граждан в III квартале 2022 года по сравнению с таким же периодом прошлого года снизилось на 10,3% и составило 229,8 тысячи случаев. В то же время общий размер ущерба, нанесенный злоумышленниками, вырос на 23,9%, почти до 4 млрд рублей, говорится в «Обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств» Банка России.
«По итогам прошлого года и с начала 2022 года доля социальной инженерии в общем количестве хищений у граждан снижалась. Тем не менее, в июле -сентябре наблюдалась обратная динамика, особенно при оплате товаров и услуг в Интернете. За время пандемии потребители привыкли к онлайн-покупкам, и киберпреступники продолжают этим пользоваться. Для обмана людей они создают поддельные сайты финансовых организаций или известных магазинов», - сообщили в Банке России.
За три месяца Банк России инициировал блокировку 3932 противоправных сайтов, а всего в этом году - более 10 тысяч, что почти на 68% больше, чем в 2021 году. Динамика социальной инженерии, когда человек самостоятельно переводит мошенникам деньги или сообщает им данные банковской карты, напрямую влияет на размер средств, которые банки возвращают клиентам: в III квартале доля возврата составила 3,4% (134,3 млн рублей) от общей суммы хищений.
«Сейчас банки по закону не обязаны возвращать деньги в таких случаях. Банк России вместе с участниками рынка и экспертами предлагает изменить законодательство, чтобы люди могли рассчитывать на возврат денег даже тогда, когда они были введены в заблуждение и поэтому перевели средства на счета злоумышленников. Такой законопроект уже рассматривается в Госдуме», - отметил директор Департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.
В III квартале Банк России инициировал также блокировку более 280 тыс. телефонных номеров, которые использовались для противоправных действий. Это превышает аналогичный показатель прошлого года в 10 раз. В большинстве случаев киберпреступники звонили гражданам с мобильных номеров.