За первые недели 2026 года число временных блокировок карт и счетов физических лиц в рамках борьбы с мошенничеством достигло 2–3 млн. Это составляет 1–2% от всех активных клиентов банков и значительно превышает прежние показатели, когда в месяц блокировалось в среднем около 330 тыс. операций. Об этом пишет «Коммерсантъ». Эксперты связывают всплеск блокировок с двукратным расширением критериев подозрительных операций, вступившим в силу с 1 января в рамках федерального закона 161-ФЗ. Дополнительным фактором стала высокая степень автоматизации антифрод-систем.
При этом, по данным издания, ряд банков не следует рекомендациям регулятора и не разъясняет клиентам причины введенных ограничений. Это затрудняет процесс разблокировки счетов и карт и вынуждает граждан обращаться с жалобами в Банк России.
За неполные три недели января на финансовых форумах появились сотни сообщений о, по мнению клиентов, необоснованных блокировках. Под ограничения попадали в том числе обычные покупатели маркетплейсов — например, при частых пополнениях счета на одной и той же платформе.
Партнер практики частных клиентов АБ «Вертикаль» Татьяна Микони пояснила, что массовый характер блокировок обусловлен как резким расширением формальных признаков подозрительных операций, так и логикой работы алгоритмов. По ее словам, системы настроены на максимально жесткое выявление рисков, что неизбежно приводит к высокой доле ложных срабатываний.
С 1 января вступил в силу приказ ЦБ, увеличивший количество признаков подозрительных операций по 161-ФЗ до 12. Это стало одним из ключевых факторов резкого роста блокировок в банковском секторе.