Как сообщало ИА «Кам 24», 24 октября судно «Камчатка» было задержано спецназом Погрануправления ФСБ России по Западному арктическому району. По версии следователей, шестеро из 29 членов экипажа объявили голодовку. Это жители Архангельска, Мурманска, Новороссийска и Петропавловска-Камчатского. Морякам, по предварительным данным, не платили зарплату, капитан не разрешал им сходить на берег, условия работы на судне были небезопасными.
О некоторых подробностях операции по задержанию краболова сообщила накануне «Новая газета».
По информации издания, 21 октября в ФСБ обратилась жена Александра Калинина, одного из матросов «Камчатки». Она заявила, что мужа незаконно удерживают на борту, экипаж объявляет голодовку. Александру якобы пытались помешать говорить с ней, вырывали из рук телефон. Пограничники приняли решение задержать краболов.
«23 октября «Виктор Кингисепп» нагнал «Камчатку» и препроводил ее до норвежских территориальных вод. Судовладельца обязали направить судно в ближайший порт – Киркенес. Сейчас краболов остается там; на его борту капитан, старпом и 23 члена экипажа. Шестерых – тех, кто сделал заявления о преступлениях, – судовладелец по предписанию следственного отдела на транспорте доставил в Мурманск», – сообщается в материале «Новой газеты».
В Мурманске сошедшие на берег моряки дали показания. По их словам, события развивались так. Рыболовное судно П‑0072 «Камчатка» вышло в рейс из Киркенеса 25 сентября. Уже в море экипаж, который до этого возмущался дурным техническим состоянием судна, не получил в назначенный день зарплату. Объяснений не последовало, и команда приостановила работу, а 8 октября некоторые написали заявление о списании на берег и переводе в статус пассажиров. Но на берег их не отправили, несмотря на то, что через 9 дней «Камчатка» в море швартовалась с транспортом, на который перегружала улов.
Журналисты выяснили любопытные подробности биографии краболова. Судя по всему, в море он вообще выходить не имел права. Как заявляют в следственном управлении, срок действия регистровых документов истек 28 июля. Но постоянное нахождение в северных морях не только давало прибыль компании-эксплуатанту, но и помогало избежать определенных проблем дома, в Петропавловске-Камчатском. Этим летом дальневосточные следователи сетовали, что из-за удаленности судна не могут расследовать трагическую гибель члена экипажа. Второго февраля во время промысла в Баренцевом море погиб старший мастер добычи, житель Приморского края. Его сбросила в воду уходившая за борт крабовая ловушка. На открытой палубе он работал без спасжилета и страховочного троса. Уголовное дело по статье «Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть человека» возбудили на Камчатке. Но опросить всех участников событий до сих пор не могут: они все время в море.
За бардак на корабле, по идее, должен отвечать судовладелец, но кто он? Краболов был взят в аренду у Росимущества петропавловской компанией «Мидель». В госсобственность она попала из частных рук: 10 лет назад была как орудие преступления конфискована у предпринимателя, уличенного в браконьерстве.
Три года назад «Мидель» едва не потерял права на судно, которое за 18 миллионов рублей было продано с аукциона ООО «Бизнесгрупп». Аукцион был странным: объявление о торгах на Камчатке опубликовали в московской газете тиражом одна тысяча экземпляров, арендатор извещен о продаже не был. Арбитражный суд второй инстанции сделку отменил.
Два года спустя «Мидель» вновь перестал быть хозяином: по иску прокуратуры арбитраж признал недействительным договор аренды. Решение вступило в силу, но не было исполнено. Исполнительный лист вручать некому опять же потому, что фактически судно вне зоны доступа приставов.
«Вынужденная стоянка в Киркенесе, вероятно, позволит навести порядок в запутанных делах «Камчатки». В море краболова не выпустят уже портовые власти. Компания-эксплуатант для комментариев недоступна: все телефоны, указанные в интернете, молчат», – сообщается в материале «Новой газеты».