Банк заблокировал карту: неудобство или защита ваших средств?: ИА «Кам 24»
OB

Банк заблокировал карту: неудобство или защита ваших средств?

31 июля 2018, 17:15 4587

Совершение покупок за наличные деньги постепенно уходит в прошлое.

Гораздо проще пользоваться банковскими картами: не нужно заботиться о том, чтобы при себе была нужная сумма, да и со сдачей проблем не возникает. Однако «электронный кошелек» – это не только удобство для потребителя, но и соблазн для мошенников. Чтобы уберечь средства вкладчиков от похищения, Госдума приняла закон, по которому уже осенью банки будут обязаны блокировать операции по переводу денег в случаях, когда есть сомнения в законности транзакции.

Зачем нужна блокировка карт

В 2017 году Банк России зафиксировал более трехсот тысяч попыток украсть деньги с банковских карт. Многие из них оказались успешными: в общей сложности россияне потеряли таким образом около миллиарда рублей.

По инициативе Банка России работа по противодействию кибермошенникам в том числе с помощью приостановки подозрительных транзакций стала обязательной для банков именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность, – сообщил в интервью Udm.info и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев.

Многие банки, заботясь о сохранности счетов своих клиентов, и раньше приостанавливали подозрительные транзакции. Однако теперь все кредитные организации будут обязаны блокировать сомнительные операции, руководствуясь критериями ЦБ и собственными критериями. Например, банк, скорее всего, отреагирует, если со счета клиента одновременно будут проводиться переводы больших сумм на множество других карт или на счета физлиц в разные регионы.

Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов, – рассказал Артем Сычев. – Кроме того, банки должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить и, главное, какую сумму в итоге вернули клиенту.

По словам эксперта, это поможет ЦБ контролировать, насколько добросовестно банки исполняют 9-ю статью Федерального закона «О национальной платежной системе». Эта статья обязывает кредитные организации возвращать клиентам украденные с их счетов не по их вине деньги.

Когда могут приостановить транзакцию

Попытка снять большую сумму наличных через банкомат привлечет внимание банка, вследствие чего карта может быть заблокирована.

Покупали дочери квартиру, нашли очень хороший вариант. Продавец потребовал аванс наличными. В банкомате, как известно, ограничение по сумме, которую можно снять за один раз. На третьей операции мою карту заблокировали. Остались мы без желанной квартиры, хорошо еще, с немалой наличностью на руках. Но доказывать банку, что это я снимала собственные деньги, потом оказалось непросто, – пожаловалась жительница Петропавловска-Камчатского Татьяна.

В случае если транзакция кажется банку подозрительной, он обязан приостановить операцию и немедленно связаться с держателем карты по телефону, указанному в договоре. Ни о какой длительной процедуре разблокировки карты речи идти не должно: клиенту достаточно подтвердить, что он сам добровольно и законно тратит свои средства, и операция будет завершена. В случае с Татьяной, чтобы избежать блокировки, имело смысл взять необходимую сумму в отделении банка.

Когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени, это может быть расценено как признак подозрительной транзакции. Однако может свидетельствовать и о том, что злоумышленник сделал копию карты жертвы и намеревается присвоить с ее помощью деньги.

Отдыхали с мужем в Таиланде, вдруг звонок из банка: «Вы пытались сегодня снять средства с карты в Казани?» Объяснила, что уже неделю нахожусь за рубежом, и попросила заблокировать карту до своего возвращения. Не знаю, каким образом мошенникам удалось воспользоваться моими данными, но сотрудники банка сработали оперативно и уберегли меня от потери значительной суммы, – рассказала жительница Вилючинска Светлана.

Как избежать блокировки карты

Запомните несколько правил, которые помогут вам не остаться без денег за рубежом:

– Перед поездкой за границу поставьте банк в известность о своих планах. Если собираетесь пользоваться в поездке другой сим-картой, оставьте банковским служащим новый телефонный номер для контакта.

– Подключите услугу СМС-информирования, чтобы контролировать операции, производящиеся по вашей карте.

– Возьмите с собой дополнительную карту другого банка и некоторую сумму наличными.

– Крупные суммы снимайте не через банкомат, а в отделениях банка.

– Номер карты, срок ее действия и CVV/CVC код позволяют расплачиваться за покупки через Интернет и делать денежные переводы через специальные сервисы. Номер карты может быть скомпрометирован, например, при оплате в кафе, когда официант унес вашу карту за стойку бара, чтобы провести оплату. Никогда не давайте карту в руки продавцам и официантам, пользуйтесь переносным платежным терминалом.

Банк имеет право приостановить транзакцию и блокировать карту на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то карта и платеж разблокируются, – пояснил Артем Сычев.

Если вашу карту все-таки заблокировали и банк не связался с вами для ее разблокировки, и при этом вам срочно требуются деньги, можно до разрешения ситуации обратиться в офис банка и перевести деньги на другую карту либо снять наличные со счета.

Подписывайтесь на новости Камчатки в Telegram. Самые важные новости - весь день на ваш смартфон.