Эксперты констатировали несвоевременность законопроекта о втором этапе инвестквот: ИА «Кам 24»
OB

Эксперты констатировали несвоевременность законопроекта о втором этапе инвестквот

11 августа 2022, 20:08

Нашумевший законопроект обсудили на выездном заседании комиссии Общественной палаты РФ на Камчатке.

Комиссия Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий совместно с Общественной палатой Камчатского края 8 августа провели в Петропавловске-Камчатском выездной круглый стол «О проблемах распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на Дальнем Востоке». В мероприятии приняли участие представители предприятий рыбохозяйственного комплекса дальневосточных регионов, региональных органов исполнительной и законодательной власти, верхней и нижней палаты Федерального Собрания, Общественной и Счетной палат РФ, Минсельхоза России иРосрыболовства.В ходе широкой отраслевой дискуссии подавляющее большинство участников круглого стола высказались за то, чтобы не спешить с принятием законопроекта о втором этапе инвестиционных квот.

Отметим, что это не первое дискуссия о целесообразности принятия резонансного законопроекта, организованная Общественной палатой. 21 апреля по инициативе Общественного совета при Росрыболовстве профильная Комиссия ОП провела в Москве общественные слушания документа. С учетом геополитической ситуации и серьезными изменениями всех макроэкономических прогнозных параметров правительства РФ принятие законопроекта было признано неактуальным большинством участников обсуждения. Они отмечали, что законопроект будет иметь сокрушительное влияние на рыбную отрасль.

На прошедшем на Камчатке круглом столе первый заместитель председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов указал на необходимость комплексной оценки и анализа реализации первого этапа программы инвестковт, а также риски возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий возможных негативных эффектов второго этапа с учетом сложившейся политической и экономической ситуации в стране.

Заместитель министра рыбного хозяйства Камчатки Сергей Названов представил позицию губернатора Владимира Солодова. Подготовленная редакция законопроекта, полагают краевые власти, не учитывает предложений по механизмам защиты региона от потери ресурсной базы.

«Поспешный запуск второго этапа потребует принятие решений о долгосрочных инвестициях в условиях высокой неопределенности, что создает высокие риски неокупаемостиинвестпроектов. Необходимо также принять во внимание, что к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, не входящих в крупные холдинги, относятся более 50% от общего количества камчатских пользователей квот минтая и трески. Так как предприятия данной категории не имеют сравнимых с крупными игроками возможностей по участию в программе по причине ее неадаптированности для субъектов МСП по итогам первого этапа их потери квот составили 20%. Увеличение потерь ресурсного обеспечения в рамках второго этапа до 44%в сложившихся экономических условиях усиливает риски негативных эффектов для экономики Камчатского края», – заявил Сергей Названов.

По предварительным расчетам правительства Камчатского края, во втором этапе программы уменьшение исторической части квот минтая, тихоокеанской сельди, трески и крабов, закрепленной за камчатскими предприятиями, составит 168 тыс. тонн в год. При этом ежегодный доход края только от непосредственной деятельности отрасли снизится на 1,1 млрд рублей.

Как отметил в своем выступлении председатель Общественного совета при Росрыболовстве, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев, законопроект о втором этапе резко затормозит развитие береговой рыбопереработки на Дальнем Востоке, а также приведет к резкому увеличению сверхконцентрации в рыбной отрасли за счет вымывания громадного количества малых и средних предприятий.

«Рыбная отрасль Дальнего Востока, которая на сегодняшний день является многоукладной, в которой действуют предприятий разного масштаба, по сути придет к том, что в ней будет действовать несколько больших гигантских групп, не привязанных к региону. Мы видим, что по результатам крабовых аукционов 2019 года в них приняло участие всего 15 предприятий из более чем 100, добывающих крабов. Если будет аукцион на вторую, оставшуюся половину квот на краба, то совершенно очевидно, что 41 малое и среднее предприятие, квоты на краба у которых составляют менее 500 тонн, принимать участие в этих аукционах не смогут, потому что они не получат адекватного банковского кредитования. Совершенно очевидно, что 53 субъекта МСП, включая 36 предприятий Камчатки, не смогут принять участие в аукционах на моллюсков и крабов», – пояснил Герман Зверев.

В качестве единственного положительного опытаот реализации первого этапа инвестиционных квот президент ВАРПЭ назвал строительство 11 рыбоперерабатывающих заводов, на которых создано 2590 рабочих мест. При этом он обратил внимание, что у инвесторов этих проектов не было никаких дополнительных требований, кроме строительства самого завода. Законопроект же о втором этапе предусматривает вдобавок к заводу еще и строительство рыбопромыслового судна.

«Давайте зададим себе вопрос: что было бы, если бы инвесторы первого этапа были обязаны строить еще и рыбопромысловое судно? Ответ простой: ни один из 11 заводов, действующих сейчас, не был бы построен», –резюмировал президент ВАРПЭ Герман Зверев.

По словам заместителя директора«Океанрыбфлота» Галия Габдулина, риски возникновения негативных социально-экономических последствий неминуемы. Это касается не только Петропавловска-Камчатского, а всего населения прибрежных регионов Дальнего Востока.

«Мы твердо уверенны, что принятие законопроекта подорвет производственную базу и экономические основы нашей деятельности и сделает экономически невозможным возврат инвестиций, которые в целом составили свыше 6,5 млрд рублей. Мы просим отложить принятие закона до окончания действия уже заключенных договоров», – заявил заместитель генерального директора «Тымлатского рыбокомбината» и «Северо-Курильской базы сейнерного флота» Роман Сафронов.

Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области присоединилась к отрицательному отзыву и заключению коллег, разделяя опасения по поводу негативных социально-экономических последствий от введения законопроекта о втором этапе. «Еще на стадии разработки законопроекта мы отмечали, что он будет нести не только экономические последствия для всего региона. В первую очередь, для Сахалина это будут непоправимые социальные последствия. Люди будут вынуждены покидать Курильские острова в поисках иного места заработка», – подчеркнул президент сахалинской ассоциации Максим Козлов.

При этом у представителей отраслевого сообщества вызывает много вопросов скорость принятия закона и отсутствие его обсуждения в регионах. Большинство участников круглого стола выразили консолидированную позицию, что принятие законопроекта в текущем виде без обсуждения, без позиции рыбацкой общественности приведет к катастрофическим последствиям.

«Мне и членам ассоциации, которая объединяет 48 предприятий рыбной отрасли, совершенно непонятно такое ускорение в принятии законопроекта по второму этапу. Наоборот, учитывая сложности судостроения, мне кажется, нельзя двигаться вперед, не оценив, где мы находимся в настоящее время. Мы сегодня с вами находимся только в самом начале пути. Полагаю, что при реализации второго этапа существуют не только риски для малого и среднего бизнеса, но и опасность прекращения их существования особенно на прибрежных территориях Хабаровского края», – заявил президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края, член Общественной палаты Хабаровского края Сергей Рябченко, призвав отложить рассмотрение законопроекта и дождаться итогов оценки первого этапа программы инвестквот, проводимого Счетной палатой РФ.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов также обратил внимание на негативные социальные последствия, прежде всего, для отдаленных и труднодоступных территорий Приморского и Хабаровского краев, где рыболовство, осуществляемое небольшими предприятиями.

«Разработанный законопроект считаем преждевременным и требующим доработки. Целесообразно его рассматривать только после завершения первого этапа, не переходя ко второму. Обратиться в адрес президента РФ, чтобы он дал распоряжение правительству остановить рассмотрение законопроекта до окончания контрольных мероприятий Счетной палаты РФ по первому этапу инвестквот. Организовать широкое обсуждение этого законопроекта проекта в Госдуме с привлечением рыбацкой общественности, членов Совета Федерации и всех заинтересованных лиц», – представил предложения в проект решения круглого стола Георгий Мартынов.

Как сообщил в заключительном слове председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Айгун Магомедов, заключение по итогам состоявшегося круглого стола Общественная палата направит в правительство, Госдуму, Совет Федерации, министерства и ведомства.

Как ранее сообщало ИА «Кам24», рыбацкие коллективы Дальнего Востока и Севера направили обращение в адрес президента РФ Владимира Путина с просьбой остановить принятие законопроекта о втором этапе инвестиционных квот.

Напомним, документ предусматривает выделение 24% общего допустимого улова сельди и минтая на Дальнем Востоке, а также изъятие у компаний и перераспределение на аукционах вторых 50% квот на добычу краба (половина уже была изъята в 2019 году) и всей квоты добычи моллюсков.

Новости Камчатки в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!